«Фестиваль частных коллекций» в музее-заповеднике «Царицыно»

0
572

Выставка продлится до 9 апреля 2023 г.

В музее-заповеднике «Царицыно» открывается «Фестиваль частных коллекций» – четыре выставки, на которых представлены собрания профессиональных художников и коллекционеров.

«Коллекционеры – друзья и партнёры музеев. Из частных собраний возникли многие современные музеи. В музее-заповеднике «Царицыно» мы проводим встречи и круглые столы с коллекционерами, экспонаты из их коллекций участвуют во многих экспозициях. В этом году мы запланировали четыре выставочных проекта, и нам показалось естественным объединить их в фестиваль», – рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

На примере столь непохожих друг на друга собраний графики, живописи, книг, стекла, фарфора, художественного металла и авторской фотографии мы постараемся показать, какие принципы отбора предметов искусства могут лежать в основе коллекции. Ведь каждое собрание отражает личность владельца: его увлечения, перипетии биографии, творческие поиски и жизненные ценности.

Павел Кузнецов. Москва. Садовое кольцо. Около 1933 г. Холст, масло. Из коллекции Юрия Носова

«Фестиваль частных коллекций» – тоже своего рода собрание. Впервые в одном пространстве будут представлены четыре самостоятельных выставки коллекционеров Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Носова, художников Бориса Калиты и Киры Рябининой.

Петр Пикар. Кремлевское строение напротив Каменного моста. 1710-е гг. Офорт, резец. Отпечаток нач. XVIII в. Из коллекции Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева

Экспозицию открывают два легендарных советских мастера-фарфориста – Борис Ефимович Калита (1939–2015) и Кира Юрьевна Рябинина (род. в 1937 году). В основе их собраний – предметы, которые сами художники считали эталонными образцами и оставляли в своей мастерской для переосмысления и «художественной кухни». Среди экспонатов – гипсовые модели и графические эскизы, и на их на примере можно проследить эволюцию творчества мастеров: в случае Киры Рябининой – постепенное осознание себя «скульптором в фарфоре», а в случае Бориса Калиты – «архитектором», создающим ансамбли из «белого золота».

Кира Рябинина. «Возок». Фарфор. 1980 г. Из коллекции автора

В следующих залах «Фестиваля частных коллекций» – выставки известных московских собирателей искусства. В проекте «Краски и Слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII – первой половины XX веков» коллекционеры Татьяна Алексеева и Анатолий Гостев проведут параллели между пейзажами в изобразительном искусстве и литературе. «Уже в начале XIX века первые шаги русского искусствознания были рассуждениями о живописи и литературе. С них началась национальная традиция не разделять, а сближать искусства Живописи и Слова – рассматривать картину как стихотворение или рассказ, утверждать их сходство, чуть ли не тождество», – подчеркивает Анатолий Гостев. В экспозиции собрание сочинений Михаила Ломоносова, изданное еще при жизни ученого в 1757 году, соседствует с офортом Петра Пикара «Кремлевское строение напротив Каменного моста» 1710 года, а картина Василия Поленова «Генисаретское озеро» 1880-х годов – со сборником стихов Михаила Лермонтова, вышедшем в 1891-м с иллюстрациями Михаила Врубеля.

Иван Филимонов. Время московское, новое. Фотография. 2022 г.

На выставке «Москва: раньше и теперь. Живопись и графика из собрания Юрия Носова, фильтр-фотография Ивана Филимонова» – свидетельства того, как менялся город на протяжении десятилетий. «Почти 50 лет я занимаюсь коллекционированием искусства первой половины ХХ века, и за это время сначала случайно, а позднее целенаправленно начала складываться подборка работ живописи и графики, посвященных Москве, – признается Юрий Носов. Когда их количество достигло полусотни, захотелось их показать. Чтобы демонстрация того, как изменился облик Москвы за последние сто лет – а самые ранние работы датированы началом 1920­х годов – я решил обогатить выставку фотографиями тех же мест, сделанных, по возможности, с тех же ракурсов. Мою идею поддержал фотохудожник Иван Филимонов». В экспозиции московские пейзажи прошлых лет сопровождаются фотографиями, сделанными в 2022 году. К примеру, рядом с картиной Владимира Роскина «Мясницкая. Вид на Меншикову башню», нарисованной в 1931 году из окна мастерской, можно увидеть фотографию с видом на ту же башню, но сделанную уже из окна кафе, а полотно Василия Рождественского, на котором художник изобразил момент строительства «Дома на набережной» – фотографию современной Берсеневской набережной.

Борис Калита. Чайник из сервиза «Кусково-осень». Фарфор. 2012 г. Из коллекции автора

В параллельной программе к выставке запланированы творческие встречи, круглые столы, лекции и авторские экскурсии, на которых посетители смогут не только изучить принципы формирования коллекций, но и услышать от самих собирателей, что всего важней в их работе, что составляет пульсирующее сердце их коллекций, почему важны были именно эти предметы, а не другие.

Автор идеи выставки: Ольга Докучаева
Креативный продюсер: Светлана Поликарпова
Архитектор выставки: Эрик Белоусов

Источник — www.tsaritsyno-museum.ru


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя