Круглый стол МАПП: Футболка как самый популярный бизнес-сувенир. Часть 2.

0
1972

ЧИТАТЬ НАЧАЛО КРУГЛОГО СТОЛА…

МАПП: Еще один общий вопрос производителям и поставщикам: в мире сложилась негласная иерархия виртуального определения качества футболок в зависимости от страны изготовления. Первое место занимает Бангладеш, затем идёт Индия, Китай. После них остальные страны этого региона (Вьетнам, Камбоджа, Лаос и т.п.). Кое-что для европейского рынка производится на севере Африки и даже изделия из Латинской Америки достигают российского рынка. В самом низу этой лестницы стоит Узбекистан. Насколько правомерно такое деление? Всегда ли качество изделий совпадает с этой классификацией? 

ИГОРЬ БАШКОВ: Китай больше специализируется на более технологически сложных вещах, как куртки, брюки, обувь. Лучшие хлопковые текстильщики, действительно, сидят в Бангладеш. 70% ВВП страны формируется в текстильной индустрии.

ОЛЕГ ВИШНЕВСКИЙ: Я не стал бы прямо отвечать на данный вопрос, поскольку ответ в любом случае будет предполагать косвенное «обесценивание» кого-то из списка, предложенного Вами. Мы никогда не пытаемся усилить свои позиции, принижая других игроков, будучи убеждены, что для каждого рода продукции существует свой потребитель, что и является одним из основных принципов свободного конкурентного рынка. Скажу лишь, что большую часть своей продукции мы производим в Бангладеш.

АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: В основном данная иерархия правомерна. Особенно насчёт Узбекистана.

ОКСАНА БЕЙДИНА: На наш взгляд неправильно делить качество изделий в зависимости от страны, где это было произведено. Во всех этих странах производятся изделия абсолютно разного качества на одних и тех же фабриках. Качество продукции в первую очередь должно ассоциироваться с брендом, с компанией, которая производит эту продукцию. Важен в первую очередь отлаженный контроль качества, и насколько Заказчик акцептирует процент допустимого брака. В нашем случае крупнейшая в мире компания в области промопродукции Polyconcept не акцептирует брак в принципе, поэтому мы уверены практически в 100% качестве на нашу продукцию.

ЮРИЙ МЕДУШЕНКО: Где вы откопали такую иерархию?
Абсолютно не согласен. Думаю, все участники рынка хорошо помнят рынок несколько лет назад – индийские и китайские футболки с браком до 20-30%, несоответствие размерам и т.д. и т.п. Даже сейчас до сих пор аналогичная ситуация повторяется и с узбекскими футболками.  Есть небольшая разница в качестве хлопка по странам, но качество изделий в первую очередь зависит от стандартов качества производителя и культуры производства.

МАРИНА ЛЕХМУС: Бангладеш, действительно, лучший, это объясняется достаточно просто – эта страна выращивает хлопок, обрабатывает хлопок, продает хлопок. Так же, как и Узбекистан, кстати, но нельзя подходить к пост-советскому Узбекистану, лишь недавно начавшему развитие собственного текстиля, с теми же мерками, что и к Бангладеш, где уже давно сложились рыночные отношения. Во всяком случае, Узбекистан не стоит внизу лестницы, если такое деление вообще существует.

ВАЛЕРИЙ БАЛЯБИН:  На наш взгляд, «негласная иерархия» – это грамотный маркетинговый ход Европейских компаний. После того, как себестоимость продукции в Китае стала выше, многие европейские производители перенесли производство в Бангладеш и, чтобы объяснить свои «перемещения», объявили, что качество пошива в этой стране лучше, чем где бы то ни было ещё. И это сработало, не имея под собой реальных оснований. Неправильно соотносить качество продукции со странами, в которых они произведены. В каждой из них можно отшивать «серую» продукцию по низким ценам соответствующего качества. Государственные же мануфактуры с развитым уровнем менеджмента производят продукт высокого качества, соответствующий требованиям мирового стандарта.

РОМАН МКРТЫЧЯН : Выстраивание подобной иерархии не считаем верным, т.к. в каждой стране – производителе трикотажной продукции можно получить продукцию как высокого качества, так и низкого. К примеру, в Узбекистане можно изготовить изделия, соответствующие высоким международным стандартам, но при этом уровень массовой продукции невысок. Индия давно производит продукцию на экспорт на уровне высших международных стандартов, а Бангладеш вообще не имеет своего хлопка, но в состоянии производить высококачественную продукцию. Главный вопрос в том, что решил производитель произвести или поставщик-импортер закупить. Поставки из Латинской Америки не смогут стать существенными для рынка РФ в силу ряда причин.

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Мне кажется, что страна-производитель не столь важна, как конкретный бренд, который несет ответственность за качество своей продукции. Продукция низкого качества зачастую привлекательна только из-за низкой цены, которая может быть обеспечена особенностью таможенных соглашений с той или иной страной и затратами на доставку. Совокупность этих особенностей и влияет на преобладающее качество импорта, но не производства.

МАПП: Ряд вопросов к поставщикам. Треть населения Бангладеш занята в текстильном производстве. В стране построены самые современные текстильные производства в мире. Объём выпускаемой этими заводами продукции намного превышает потребности жителей Бангладеш. Практически все изделия идут на экспорт. Знаете ли вы хоть один бренд футболок этой страны? Заранее предвидя ответ, спросим ещё: почему?

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Вероятно, большинство продукции выпускаются под сторонними брендами, например европейскими.

МАРИНА ЛЕХМУС: Дело в международном разделении труда. Бангладеш выступает как производитель, бренды строятся в местах потребления, а не производства.

МАПП: В мире не любят узбекский хлопок и покупают его только, если ничего другого на рынке нет. Тем не менее, в самом Узбекистане имеются футболочные производства, изделия которых весьма популярны в России. С чем связана эта популярность? Только ли цена определяет её?

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Здесь также играет роль политический и географический фактор. Для России привезти футболки из Узбекистана экономически выгоднее и зачастую быстрее. Для заказа нет языкового барьера при контроле качества изготовления футболок. Не стоит также забывать, что качество зависит не только от хлопка, но и от плетения нитей. Бывает, что такого большего складского запаса, как у поставщиков из Узбекистана, просто больше ни у кого нет.

ЮРИЙ МЕДУШЕНКО: У Вас предвзятое мнение к узбекскому хлопку.
Отчасти оттого, что оттуда поступают в Россию дешевые некачественные изделия. Но проблема не в хлопке, а в производствах. Популярность пришла к футболкам из Узбекистана на фоне потепления политических отношений между нашими странами в последнее время, из-за отсутствия ввозной импортной пошлины, адекватной цены на изделия и короткой логистики в силу близости республики. А вообще Узбекистан на 6 месте среди крупнейших производителей хлопка в мире.

МАРИНА ЛЕХМУС: Эту популярность определяет нулевая пошлина.

МАПП: В нашем бизнесе футболки используются как рекламные носители. Такова специфика того, чем мы занимаемся. Откуда же берётся мнение, что в каких-то случаях качество футболки не самый главный критерий отбора?

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Мне кажется, это постепенно уходит и становится своеобразной мифологией «нулевых», хотя, думаю, бывают непредвиденные обстоятельства, например, необходимого количества футболок стандартного качества может просто не быть в наличии – приходится делать «сборную солянку» из того, что есть.

МАРИНА ЛЕХМУС: Не знаю о таком мнении, возможно, это какой-то миф.

МАПП: Вопрос поставщикам: Продолжая разговор о качестве, назовите ситуации, когда качеством, в частности, футболок, можно было бы пренебречь. Если, конечно, считаете, что такие ситуации возможны в принципе.

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Качество футболки или нанесения должно стоять на первом месте и только потом цена. Никто из нас ни хотел бы получить футболку, которая бы линяла, лезла по швам, не держала форму и т.д.

МАРИНА ЛЕХМУС: Я не думаю, что стоит пренебрегать качеством того продукта, который воплощает в себе ценности вашего бренда. Ведь любой промопродукт – не только футболку – следует рассматривать как элемент системы маркетинговых коммуникаций, цель которой – выстроить определенное отношение потребителя к вашему бренду. Если вы дарите подарок низкого качества, это значит, что вы заявляете о своем бренде, о своей компании определенным образом (а также демонстрируете свое отношение к вашему покупателю). Когда текстиль используется как корпоративная или промоформа, особенно важно, чтобы человек в ней хорошо выглядел, ведь он является лицом компании и, опять же, элементом комплексной бренд-коммуникации.

МАПП: Вопрос к производителям: из всех производимых в мире футболок лишь 10% делаются специально “под нанесение”. Естественно, что такие футболки немного дороже. Тем не менее, часто в целях экономии нанесения производятся на футболки для этого явно не предназначенные. Почему же такое в принципе возможно, ведь, по крайней мере, тот, кто нанесение производит, знает об этом? Жадность продающей стороны? Непрофессионализм покупателя и продавца? 

ИГОРЬ БАШКОВ: Не соглашусь свыше приведенным заключением. Модельная одежда выпускается ограниченными партиями-коллекциями. Одежда под нанесение выпускается миллионами в одном цвете на протяжении многих лет. Кроме того, рекламный текстиль для удобства производственников (печатников) не упакован индивидуально, а в коробках по 100 шт. Все это дает в итоге низкую стоимость. Футболки бывают разного качества, и это не зависит от того, специально они произведены для печати или нет. Если рекламное агентство регулярно работает с футболками, то им нужен поставщик, который обеспечит постоянное качество и наличие, а не разнобой по дешевке.

ОЛЕГ ВИШНЕВСКИЙ: Мне опять-таки не хотелось отвечать на данный вопрос, поскольку сама его внутренняя логика предполагает некое скрытое осуждение или, по меньшей мере, негативную оценку, что не входит в наши правила и этику поведения.

АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Футболки, созданные “под нанесение” обычно несколько дешевле, чем футболки, произведенные для продажи, поэтому данное утверждение неверно.

ОКСАНА БЕЙДИНА: Нам сложно судить о данной проблеме, так как мы с ней просто не сталкивались. Вероятно, это связано с тем, что за последние несколько лет стоимость хлопка существенно выросла, и производить дешевые футболки по 50-60 рублей стало невозможно. С другой стороны, рынок ждет этой цены, так как привык, что футболка для промоакций должна стоить до 2 долларов. Поэтому, под видом промофутболки, некоторые производители «подсовывают» просто дешевые изделия с добавлением целлюлозы. Можете себе представить, как поведет себя такая футболка, в которой 30 или даже 50% бумаги при нанесении…

ЮРИЙ МЕДУШЕНКО: В принципе, напечатать можно на чем угодно, вопрос только, что из этого получится ? Имея в активе крупную фабрику по шелкотрафаретной печати, мы абсолютно всё полотно подвергаем дополнительным обработкам, упрощающим и ускоряющим в дальнейшем процесс печати. Но в первую очередь они направлены на повышение общего качества футболки.
На рынке другая беда – зачастую печатают на футболках, явно не предназначенных для носки потребителем ?

МАРИНА ЛЕХМУС: Да, зачастую так делают и получают одноразовое изделие. Мы рекомендуем покупать футболки под нанесение в тех компаниях, которые специализируются на промотекстиле.

ВАЛЕРИЙ БАЛЯБИН: Действительно, существуют виды печати, которые “требуют” определенный состав ткани. Они определенно дороже. В развитых странах стремление покупать лучшее дает возможность делать ставку на дорогой товар. Но существует объективный экономический закон: чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос. В России пока цена является основным фактором для покупки. Вряд ли здесь можно говорить о жадности или непрофессионализме – скорее, анализ покупательской способности и предложение, соответствующее спросу. Профессиональное рекламно-сувенирное сообщество ждет, когда же в России на первое место для заказчика выйдет качество продукции, чтобы продавать товары было не только выгодно, но и приятно!

РОМАН МКРТЫЧЯН: Постановка вопроса, на мой взгляд, несколько спорная. Футболки, изготовленные под нанесение, должны иметь минимально допустимую плотность для получения на нем логотипа приемлемого качества. На рынке должны быть футболки, соответствующие разным ценовым категориям, а покупатель должен уметь выбирать то, что соответствует его потребностям по качеству и цене. Вопрос не в жадности продавца, а в том, что зачастую покупатель не понимает, что неверно сравнивать по цене продукцию, которая не является качественной, с продукцией таковой, хотя по плотности они могут быть одинаковые. Иными словами, покупатель зачастую считает, что более плотная футболка должна стоить дороже, чем футболка, плотность которой меньше. Это, безусловно, не так, потому что не только плотность является параметром качества продукции.

МАПП: Вопрос к поставщикам: не секрет, что российское текстильное производство практически умерло, хотя знаний и оборудования для выпуска таких элементарных изделий, как футболка, хватило бы в стране с лихвой. И, тем не менее, текстильные гиганты Советского Союза разорены и стоят без дела, в то время как в подпольных цехах шьются футболки “под Китай”. Причём, в значительных количествах. В чём вы видите причину такого перекоса? Есть ли, с вашей точки зрения, в России ресурсы и, самое главное, желание исправить ситуацию?

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Конкурировать с подпольными цехами, не несущими социальной и налоговой нагрузки, представляется весьма проблематичным, особенно по нижнему ценовому сегменту продукции. Возможно, в верхнем ценовом диапазоне это окажется целесообразным. В любом случае время текстильных гигантов ушло.

ЮРИЙ МЕДУШЕНКО: Текстильные гиганты Союза оказались слишком неповоротливы. Хорошо чувствуют себя производства, следящие за модой и выпускающие свои линейки продукции.
Производить классическую футболку в России экономически нецелесообразно, себестоимость априори ниже в странах, где есть сырьё и развитые производства трикотажного полотна.
В России же до 90% трикотажного полотна импортное. Единственный способ успешно конкурировать для российских фабрик – производить нестандартные модели, которых нет в ассортименте крупных поставщиков футболок.

МАРИНА ЛЕХМУС: Еще раз повторюсь – разделение труда. На сток работают производства в тех регионах, которые близки к источнику сырья. Производить текстиль в таких объемах в России невыгодно и неразумно. У нас развиваются те производства, которые могут оперативно произвести какую-то партию текстиля, для которого важна не цена, а другие факторы (время, индивидуальный крой и т.п.).

МАПП: Вопрос к производителям: с вашей точки зрения, перспективы развития в России рынка рекламного текстиля в целом и вашего бренда в частности. Прогнозы, пожелания.

ОЛЕГ ВИШНЕВСКИЙ: Как я уже отметил выше, российский рынок – один из приоритетных для нас. Мы крайне оптимистично смотрим в будущее и уверены, что потенциал российского рынка поистине огромен и во многом пока еще не раскрыт и не использован. Российский покупатель прекрасно разбирается как в технических особенностях промопродукции, так и в предложении, доступном на рынке, являясь при этом любознательным и открытым всему новому. А креатива ему не занимать! Поэтому мы уверены в том, что наш бренд найдет свое достойное место в России. В качестве пожелания хотелось бы видеть ассортимент промотекстиля более диверсифицированным и обширным, но не только ассортимент как некое абстрактное предложение, но и реальный спрос на него со стороны российских клиентов. Как я уже отмечал выше, футболка важна и интересна, но она не тождественна всему промотекстилю в целом, который двигается в сторону все большей сегментации и специализации.

АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Рынок рекламного текстиля вызывает интерес у многих компаний, но в связи со спецификой данного направления развитие получат специализированные компании, профессионально занимающиеся рекламным текстилем.

ОКСАНА БЕЙДИНА: На наш взгляд, на рынке рекламного текстиля в ближайшее время должно произойти смещение от текстиля любого качества, лишь бы дешевого, в сторону качественных текстильных изделий. Качество будет являться одним из важнейших критериев. Сейчас, на наш взгляд, не хватает продукции высокого качества, текстильных изделий для топ-менеджеров, руководства компаний.

ЮРИЙ МЕДУШЕНКО: У российского рынка рекламного текстиля огромные перспективы. Уверен, что в ближайшие годы он будет расти минимум на 30-40% ежегодно. Развиваются технологии обработки полотен, технологии печати, индустрия дизайна изделий.
Надеюсь, наши соотечественники будут более предвзято относиться к качеству продукции, что заставит участников рынка меньше продавать стоковой некачественной продукции.

МАРИНА ЛЕХМУС: Российский рынок промопродукции оценивается в 700-800 млн долларов в год, это $5 на человека. Для сравнения, в США это $200 на человека; ближе к нам – рынок сравнительно небольшой Германии оценивается в 5 млрд. евро. И порядка 15-30% от этих цифр – текстиль. Как видите, потенциал роста существенный.

ВАЛЕРИЙ БАЛЯБИН: Российский рынок промотекстиля оценивается ведущими игроками как растущий. Это понимают и российские производители, и зарубежные. Потребность в униформе будет расти, а, следовательно, будут расти требования к компетенциям, опыту и ресурсам. Компания СТАН оптимистично смотрит в будущее и по праву занимает место одного из ведущих игроков промотекстиля в России. Не надо ничего выдумывать, самый простой способ обратиться к тем, кто знает, как сделать качественно, в срок, с оптимальными затратами. Сегодня на рынке есть профессионалы, главное выбрать «своего» поставщика.

РОМАН МКРТЫЧЯН: Считаю, что емкость рынка значительно выше – проблема в наличии бюджетов на продвижение тех или иных брендов. Надеюсь на дальнейшее развитие нашего бренда.

ОЛЕГ ВИШНЕВСКИЙ: Я очень признателен Вам за предоставление этой возможности, но сам, живя в Париже, нахожусь, тем не менее, в достаточно тесной связи с нашими клиентами в России, регулярно посещаю их и получаю от них регулярную обратную связь, без которой не вижу своей работы.

РОМАН МКРТЫЧЯН: Очень хотелось бы, чтобы конечные заказчики размещали заказы своевременно. Сейчас бытует мнение, что если есть бюджет, то купить можно все, что пожелается.

МАПП: И последний вопрос, обращенный к поставщикам : читаете ли вы периодические издания, и интересны ли вам журналы МАПП («Профессионал рекламно-сувенирного бизнеса» или «Лидер МАПП»)? Как вы считаете, нужна ли в наше время отраслевая пресса или сейчас все можно найти в интернете?

ОЛЬГА АНИСЬКОВА: Информации в Интернете сейчас настолько избыточно, что печатное издание придает ей некую избранность и «весомость». Думаю, печатное издание хорошо может сочетаться с он-лайн аналогом.

МАРИНА ЛЕХМУС: Конечно, сейчас все можно найти в интернете, но и бумажные издания не ушли в прошлое.

МАПП: На ряд вопросов, адресованных конечным заказчикам футболок, мы попросили ответить Анну Горячеву, специалиста по связям с общественностью ООО «Лоялти Партнерс Восток» (оператор Программы Малина). Анна, как часто вы заказываете рекламный текстиль, а именно, футболки, и для каких целей? Увеличивается или уменьшается объем ваших заказов, из года в год? Влияет ли сезон на ваши заказы? Если да, то назовите, пожалуйста, в какое время вы заказываете рекламный текстиль больше всего (к каким событиям или праздникам)?

Брендированные футболки мы заказываем для проведения промоакций, а также для внутреннего пользования сотрудниками нашей компании. Примерно, в 2012 году – 2 раза. От сезона зависимости нет. Довольны ли вы качеством работы рекламных агентств или поставщиков? И к кому из них вы предпочитаете обращаться (РА или поставщикам)? Часто ли вы меняете компанию, предоставляющую вам рекламные услуги?

У нас заключены договоры с несколькими рекламно-производственными компаниями. Но говоря о сувенирной продукции в целом, мы стараемся под каждый конкретный заказ искать компанию, специализирующуюся на определенном виде продукции.

Скажите, пожалуйста, какой торговой марке ваша компания отдает предпочтение и насколько оно постоянно? Каков ваш рейтинг критериев при выборе футболок: цена, качество, наличие на складе, страна-производитель, марка (бренд)? 

Марка футболок и страна-производитель не играют роли при размещении заказов. Для нашей компании основным критерием является качество самой продукции, а также качество нанесения логотипа, а именно «попадание в корпоративный цвет», на втором месте стоит стоимость продукции.

Продолжая разговор о качестве, назовите, пожалуйста, ситуации, когда качеством, в частности, футболок, можно было бы пренебречь. Если, конечно, считаете, что такие ситуации возможны в принципе. 

Качество для нас – ключевой критерий, пренебречь которым мы не можем, поскольку внешний вид промоперсонала (именно для проведения промоакций мы заказываем футболки) напрямую сказывается на восприятии бренда в целом.

Посещаете ли вы рекламные и бизнес-сувенирные выставки? Если да, то как часто, какие именно и насколько они для вас полезны? Если не посещаете, то почему? Откуда вы узнаете о предстоящей выставке? Влияет ли место проведения (Крокус, Гостиный двор, ЦДХ , Экспоцентр) на ваш выбор, или все определяет значимость выставки?

Мы ежегодно посещаем выставки бизнес-сувениров, чтобы ознакомиться с новыми видами сувенирной продукции, которые мы могли бы воплотить в жизнь, а также для поиска подрядчиков в данной сфере. О выставках узнаем в Интернете, место проведения на выбор не влияет.

Как вы считаете, нужна ли в наше время отраслевая пресса или сейчас все можно найти в интернете? 

В наше время практически любую информацию можно найти в интернете, говоря об отраслевой прессе – многие печатные издания имеют электронные версии, которые находятся в открытом доступе. При этом считаю, что отраслевая пресса нужна, так как не всегда есть возможность для поиска информации в интернете. А специализированные издания содержат свежую и актуальную информацию, которая полезна нам как заказчику.

МАПП: И в заключение Круглого стола , на вопросы о качестве и требованиях к футболкам , а также кому именно из производителей или поставщиков отдается предпочтение , мы попросили ответить постоянного посетителя бизнес-сувенирных выставок и нашего читателя Олега Иванова, руководителя направления: 
Футболки как для ветеранов, так и для бойцов элитных подразделений российского спецназа, которые мы закупаем у наших партнеров , должны отвечать следующим требованиям:
1. Летом – не жарко, зимой – не холодно (в нашем случае – на лето плотность 155-160 г, на зиму- 170-180 г).
2. Футболки должны выдерживать как минимум 25 стирок не линяя и не деформируясь.
3. Внутренние швы не должны натирать тело.
4. Цена (с учетом всех возможных скидок) не должна быть более 150 рублей за штуку.
5. И, как само собой разумеющееся,- изображение должно “читаться” все время “жизни” футболки.

МАПП, редакция журналов «Профессионал рекламно-сувенирного бизнеса» и «Лидер МАПП» благодарит всех участников Круглого стола за содержательные и интересные ответы, за внимание к выбранной нами теме. 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя