Культура и традиции – техника «писанки»

0
199

27 июня в онлайн-формате прошел мастер-класс «Славянская писанка» – часть ежегодной выставки-ярмарки народных художественных промыслов «Невский ларец».

Мы побеседовали с Анной Крюковой, генеральным директором «Невских ремесленных палат» о том, как она влюблялась в технику «писанка» и какие именно узоры она любит больше всего.

— Какова история техники «писанка»? Откуда она пришла географически?

Писанку начали исследовать и систематизировать еще в 19 веке. Самый большой труд по систематизации писанки принадлежит С. К. Кульжинскому «Описание коллекции народных писанок», 1899 г. Он считал, что традиция росписи и дарения писанок принадлежит славяно-балтийским народам еще с тех времен, когда они жили вместе. То есть Запад и Юг России, Прибалтика, Восточная Европа. Соответственно, именно там писанка сохранилась до наших дней, мне известны преимущественно южные писанки — Юг России, и современная Украина. Есть болгарские, польские писанки, белорусские.

И, конечно же, их пишут по всей России. В Сибири есть потомственные писанчарки: семья переезжала из южных областей России и в 19 веке, и в 20, привозила свое мастерство с собой. Есть свидетельства из этносборов друзей о том, что даже в Китае носили ведрами расписанные писанки на Пасху.

Про историю техники мне мало что известно, почему-то про это немного расписано — почему именно воск, да еще краска наносится послойно. С яйцом почти все понятно — это символ жизни, новой, зарождающейся жизни, иногда даже Вселенную с яйцом сравнивают. Так что это почти священный предмет. А если на него и правильные узоры нанести — становится оберегом.

Лично мои мысли о самой технике: на юге легче достать воск, пасек больше, на Севере это более экстремальный вид хозяйства. Если не сказать — почти невозможный: слишком короткое лето и мало медоносов, пчелиная семья просто не выживет. Поэтому пасек немного, воска немного и не для роскоши — писанок. Может, еще на юге курицы чаще несутся, и «не жалко» яйца расписать, а не съесть. Да и краски раньше были растительные, понятно, что на юге растений больше, из которых можно сделать краску. Такие мои, чисто материальные мысли, исходя из сложности условий Севера.

Сегодня писанку пишут довольно много. И писали: у меня есть небольшая книжечка 80-х годов — про народное творчество Украины, там есть фотографии западноукраинских писанок, т. е. традиция не прерывалась, как нам часто кажется. Просто где-то немного забывалась, где-то оставалась, может, не с таким размахом или значением, как раньше, но была.

—  Есть ли в «писанке» свои мастодонты, великие мастера, уникальные шедевры, если да — будет здорово получить фотографии?

Очень много для современного развития писанчарства (писанкарства) сделала Иваницкая Зинаида Николаевна. К сожалению, не так давно ушедшая от нас. Она родилась на Буковине, части Западной Украины, где традиция не прерывалась, и в ее семье передавалась из поколения в поколение. Изучив и создав тысячи писанок, Зинаида Николаевна написала много книг с подробным описанием — как сделать писанку, какие инструменты, с огромным количеством фотографий — просто учебники! Бери и делай!

Иваницкая З.Н. Писанка, 2001 г.

В Киеве живет Оксана Билоус — современная исследователь писанок. Многие годы она вела творческие мастерские по писанкам, была участником разных выставок. У нее тоже несколько книг по писанке. Моя любимая — «Искусство писанкарства»: красивые иллюстрации, четкие инструкции по разным техникам писанки, и «Школа писанкарства» — по шагам, поурочно расписан курс преподавания писанки, с подробным описанием узоров.

Билоус О. Искусство писанкарства.

Кстати, по ее книге я расписала страусиное яйцо, которое было на конкурсе «Невского ларца» в феврале 2020 года.

Есть мастера, с которыми я лично знакома, и в какой-то мере считаю если не учителями, то как-то повлиявшими на то, что я заинтересовалась писанкой. Наталья Прыткова, Яна Крежевских, Наталья Морозкина, Наталья Комарова. У кого-то я просто любовалась работой, писанка завораживает даже если просто смотреть, как кто-то пишет. Чьи-то писанки меня вдохновляют на подвиги.

— Как лично вы пришли к этому, что вдруг повлияло на выбор? Почему не вязание крючком, например?

Скажу сразу, что я не считаю себя большим специалистом. Мне еще расти и расти, и узнавать и познавать, конечно. И не сказать, что я писанкой занимаюсь постоянно. Пока она для меня — как та ложка к обеду. Т. е. «яичко ко христову дню»: пишу по времени, в праздники — К Пасхе, люблю святочные писанки. Конечно, готовлю к ярмаркам. Но тут, правда, больше для выставки, показать народное творчество, чем на продажу.

В писанку я влюблялась постепенно. Недавно вспомнила, что мне про нее рассказывал случайный попутчик в рейсовом автобусе. Очень смешная ситуация: мне было лет 18, напротив меня сидел молодой человек, который вдруг стал мне рассказывать про яйцо, которое красят в разных красках. Я же покивала головой и подумала, что он пытается так познакомиться. Молодость, самомнение. Ну, а раз это повод для знакомства, то и слушать надо вполуха. Так я и прослушала.


А через много лет на семинаре по народной культуре нам рассказали про писанку. Причем семинар был посвящен свадьбам, а я помню только про писанку. После занятия я целый день ходила с перевернутыми мозгами, если так можно сказать. Нам не показывали технику, но рассказали на словах. И вот это было потрясение от попытки понять технику. Мы обычно красками пишем на белом листе, как бы замазываем белый лист. А тут наоборот — сохраняем на белом то, что должно быть белое, потом сохраняем то, что должно быть желтое, а не раскрашиваем на белом яйце цветные линии. Поступаем наоборот. Я еще вспомнила знаменитое выражение Микеланджело про скульптуры — «беру мрамор и отсекаю все лишнее». Оно меня в свое время потрясло. Так и с писанкой.

Я походила-походила вот так, потрясенная с перевернутым пониманием, тут же купила кистку (инструмент для росписи). И при удобном случае попыталась расписать. Интернет не был так распространен, материалов было мало доступных. А самостоятельно я побаивалась начинать. Когда представился случай, написала полписанки  (я была с маленькой дочкой, что успела — то моё, мамы поймут ) И заинтересовалась еще больше.

Пыталась примерно такую написать:

И еще через несколько лет  — долгий путь писанчарки — мы с друзьями собрались и написали свои первые писанки.

А потом я переехала в другой город, и встал вопрос, как зарабатывать. У меня в руках есть мастерство поморских козуль, я хотела что-то еще, необычное. Расширить ассортимент. Вспомнила про писанки, немного уже писала к тому времени. И как-то к ярмарке писала целыми днями. Причем бралась за самые мне интересные, а это непростые писанки — с оленями, конями, многочисленными мелкими элементами. И вот так «втянулась».

—  Если «писанка» это хобби и домашнее творчество — как вам кажется, в современном мире — может ли она стать профессией? В каких сферах?

А втянувшись, стала чаще размышлять: как писанку встроить в современную жизнь, как заинтересовывать ею окружающих. Ведь это не только старое ремесло, которое годится только для изучения специалистами и энтузиастами. Но и необычная техника рукоделия, которая нам более близка, чем что-то некоторое новомодное. К тому же полезная практически — чудесные подарки к праздникам. Опять напомню про «дорогое яичко ко христову дню».

К тому же рукоделие — прекрасная возможность отдохнуть. Я однажды заметила, что вышивала полночи (при маленьком ребенке!), абсолютно не устав, и даже как будто выспавшись. Потом это замечала со многими другими рукоделиями. Обычно могу рукодельничать только вечерами, когда «еле-еле сил хватает телевизор смотреть», как «мама из «Простоквашино». Казалось бы, какое рукоделие — сесть бы тихонечко в уголке, и чтобы никто не трогал. Но, написав писанку, скатав десяток козуль или повышивав, я обнаруживаю, что отдохнула, сил прибавилось, и я еще могу ого-го-го сколько всего.

Как так получается? Я для себя поняла: мы, особенно женщины, особенно с детьми, всегда в голове держим очень много мыслей. Надо куда-то сходить, что-то сделать, по пути обязательно не забыть решить пару вопросов. Часто от этого усталость, или тяжесть накапливается. А когда занимаешься рукоделием (причем любым, как мне видится) — приходится сосредоточиваться только на нем. Иначе — петли пропустишь, крестик не там вышьешь, не так рожки скатаешь у козули, или неправильно узор из воска нанесешь. И если что-то можно исправить (но ведь так не хочется, особенно если не сразу ошибку заметил), то воск не снимается чисто, считай, писанка пропала. Хочешь — не хочешь, сосредоточишься, и все посторонние мысли прогонишь. Когда в голове только одна мысль , одно дело — оказывается, это наслаждение!


В некоторых практиках есть необходимое состояние ума, «неделание», «недумание» — когда лишние мысли выбрасываются из головы. Но достигается это сложновато, долгими годами практики. А в ремесле — необходимый навык, который приходит почти сам собой, вынужденно.

Чем не современная медитация? К тому же, опять повторюсь, полезная вдвойне: и помедитировал, отдохнул морально и даже физически, и подарок сделал.

Так что, думаю, писанку можно применить в разных современных сферах: в психологии (например, арт-терапия и не только), в дизайне, в индустрии подарков .и это даже не импортозамещение, а возвращение к себе. Возможно — в обучении истории, живописи. Потому что кроме умения написать узоры, их надо знать. А узнавая что-то про народные ремесла, писанку в частности, лично у меня снова и снова рождается гордость за свой народ, свою историю и культуру — настолько она древняя, гармонично сложенная, ничем не уступает по многогранности и гармоничности другим древним культурам, которые мы почему-то изучаем в школе, а свою — нет.

Конечно, это может быть частью каких-то занятий с детьми, и не только — писанка учит умению сосредотачиваться, делать «набело», точности исполнения, постановке руки. Чем не русская каллиграфия? Да еще «в квадрате», если не «в кубе»: используются необычные инструменты и материалы, пишется на искривленной поверхности, а не на ровном листе. Да еще и надо помнить и соблюдать цвета. Несколько. А не один черный.

— У вас есть любимые цвета, узоры?

Мои любимые узоры — Пасхальные и Святочные. Пасхальные потому что писанки яркие, красно-желтые, солнечные и огненные. Это звезды, Солнце. Причем солнечные знаки — это не только солнце «в натуральном» изображении — но и свастика, кресты, ветрячки (более округлая свастика). На пасхальных писанках есть растительные узоры — вербочка, цветы. Получаются очень весенние и яркие писанки.

Святочные люблю, конечно, потому что на них есть олени. Оленей обожаю из-за козуль. Это история отдельная, для другого мастер-класса. Так вот, на писанках святочных есть разные олени, это немного более трудоемкие писанки, чем пасхальные. Так же есть звезды, и не случайно, скорее всего. Думаю, это и напоминание о Вифлеемской звезде, и более древнее понимание Святок — прибавление солнечного света после зимнего солнцестояния и самой длинной ночи.

Да, еще есть писанки с рыбами, вот их тоже люблю. Однажды готовилась к празднику Калакунда. в Петрозаводске — это праздник рыбы («племя рыбы» — с карельского), и нашла писанки с рыбами. Оказалось, что рыба на писанках — это символ богатства, удачи. По-моему, прекрасный подарок со значением и пожеланием на все времена и праздники.

Про звезды скажу немного отдельно. Думаю, я их люблю еще за простоту исполнения. Это всегда прямые линии. Лично мне их проще писать, чем округлые.

И такие же простые — сорококлинки. Это писанки со многими треугольниками. Хотя я сначала голову сломала, раздумывая, как их писать. Книг тогда еще не было у меня, только хаотично скачанные материалы из первого, видимо, издания Иваницкой. Но, поняв, влюбилась. И одно время писала их часто. При переезде из одного города в другой. Оказалось, что сорококлинки писали перед новым делом, при устроении какого-то нового дела. То есть как раз отвечали моим жизненным обстоятельствам.

— Слушаете ли вы музыку, когда расписываете яйца? Какую? Может быть, пританцовываете?

Музыку я не слушаю, когда пишу. Пробовала, конечно. Народную, конечно , но у меня не получается сосредотачиваться, начинаю подпевать и «ухожу» в песню. Да и у меня так много в течении дня разных звуков вокруг, что когда пишу писанку в тишине почти (семью-то никуда не дену), отдыхаю и ушами.


— Это мужское занятие или женское?

Писанка, по-моему, не только женское занятие. Во всяком случае — современная. Я иногда находила сведения, что писали только женщины, с обязательным исполнением многих условий. Но я знаю мужчин, пишущих писанки постоянно, или хотя бы попробовавших на занятиях. И ни от кого не слышала, что это чисто женское занятие.

Кстати, представляю писанки моих друзей, мужчин, двух Антонов. Антон Козлов сделал преподавание писанки своим ремеслом, обучает всех желающих. Не только писанке, но в том числе.

www.expoconf.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя