ИСТОРИЯ СУВЕНИРА
Несколько лет я работал над книгой, посвящённой истории возникновения и развития шариковой ручки. Проводя исследовательские работы, я то и дело сталкивался с именем компании Waterman. И хоть она не была специалистом по шариковым ручкам, авторы тем не менее любят приводить её в пример при написании статей или других материалов о шариковых ручках. Скорее всего, это связано с теми инновациями и технологическими новинками, которыми прославился Waterman.
Но вот заслуженно ли, это вопрос другой.
Журналисты, как правило, люди достаточно поверхностные и хватают любой материал, который попадает им в руки, не анализируя и тщательно не проверяя его. Достаточно того, чтобы он был интересен и вписывался в рассказываемую ими историю. А коллекционеры – вторая большая группа писателей на тему, те и вообще в основном имеют знание об изделии, но очень слабо разбираются в истории, поэтому пользуются статьями журналистов и так называемых «учёных».
Почему «так называемых»? Читайте мою книгу…
Льюис Эдсон Уотерман (Lewis Edson Waterman), основатель компании и бренда Waterman, всегда упоминается как изобретатель резервуарной ручки (fountain pen), которую в России принято называть «перьевой авторучкой», то есть это перьевая ручка с резервуаром для чернил внутри неё. Представители более старшего поколения помнят их, ибо ими мы писали в школе.
Легенда об изобретении «страховым агентом Льюсом Уотерманом» такой ручки достаточно неуклюжая, но повторяется практически во всех статьях, посвящённых ручкам вообще и шариковым ручкам в частности. Она, скорее всего, придумана на ходу каким-то не очень талантливым рекламистом, поэтому каждый, кто повторяет её, вносит в содержание свою лепту, от чего она становится ещё абсурдней.
В общих чертах легенда выглядит так: страховой агент Уотерман заключал большой договор с клиентом, но в момент подписания его ручка отказала. Пока он бегал за другой, клиент успел подписать договор с другим страховым агентом.
Даже представить себе такого «клиента» трудно… И откуда взялся другой агент? Почему клиент не подождал Льюиса?
Но если всё это так, то Уотерман должен был быть счастлив, что такой клиент не достался ему…
В связи с нелепостью этой ситуации авторы додумывают свои версии.
Например, про ручку, которую нужно было макать в чернила, чтобы она писала; также высказывают свои догадки, кто во что горазд.
Кто-то утверждает, что у Льюиса кончились чернила (чернильницы носили на цепочке для часов). Но ведь договор подписывался в офисе клиента, и у него наверняка были и свои чернила… Другие, сообразив это, утверждают, что ручка «не писала» и Льюис «встряхнул её» и сделал большую кляксу, чем и испортил договор.
Это пишут люди, которые никогда не писали ручкой-макалкой, которую никто никогда «не встряхивал», потому что последствия этого известны всем…
И зачем её встряхивать? Встряхивали ручки с резервуаром для чернил, потому что в нём могло остаться ещё чуть-чуть чернил, и, чтобы подогнать их к перу, необходимо было это действие.
Да и сама легенда появилась в 1912 году на страницах журнала Pearson’s Magazine через десять лет после смерти Льюиса Уотермана.
Но самое главное, что Льюис Уотерман уже не работал страховым агентом, когда он якобы изобрёл резервуарную ручку. И не работал уже давно…
А работал продавцом… Правильно – перьевых ручек! Его нанял некий майор Фрэнк Холланд (Frank Holland), который и изобрёл ту самую резервуарную ручку, о которой речь. Он запатентовал её (US241215) и отдельно запатентовал фидер (US276692). (Прошу прощения за это слово, но русского перевода его нет, а его значение – механизм подачи чернил от резервуара к перу). О нём, как об изобретателе резервуарной ручки даже писали в местных газетах, например, в Hartford Courant за 9 июня 1882 года.
Однако ручки Холланда текли, и их необходимо было усовершенствовать, чем и занялся Уотерман, придумавший три бороздки вдоль фидера (US293545, three fissure feed). Вот из этих трёх бороздок и родились компания Waterman’s Ideal Pen и легенда о том, что именно он изобрёл резервуарную ручку.
В этом ему помогал его друг (свою дружбу они скрывали от публики) и неустанный рекламист Ховард (E. T. Howard). Льюис даже в завещании отметил, что Ховард останется рекламным агентом, а Фрэнк Д. Уотерман, племянник Льюиса, ставший президентом компании, выполнил указ дяди, и до смерти Ховарда в 1918 году он им и оставался.
На самом деле, эта история касается лишь Америки, в которой не знают или не интересуются тем, что происходит на других континентах, и высокомерно считают, что всё, что изобретено, изобретено именно ими.
Резервуарные ручки начали изобретать аж с XVII века. Samuel Pepys, как утверждают англичане, был первым изобретателем такой конструкции в 1663 году; француз M. Bion, как утверждают французы, был самым первым изобретателем ручки в 1702 году (описание резервуарной ручки были сделаны Николя Бионом в 1709 году). Сам термин для обозначения такой ручки – fountain pen – появился в 1710 году. Фолш (Folsch или по другому источнику Frederick Fölsch) в 1809 г. получил патент, и в том же году балтиморский сапожник Перегрин Уильямсон (Peregrin Williamson) получил первый в США (!) патент на ручку.
Эти устройства не были идеальными: они использовали технологию обычного пера-макалки и губку для подачи чернил к перу, которую нужно было мочить чернилами через регулярные промежутки времени. Джон Шеффер (John Scheffer) получил в 1819 году британский патент на полуперо-полуметаллическую ручку, и он фактически предпринял попытку массового производства этой ручки. В 1827 году румынский студент Петраче Поенару (Petrache Poenaru), который учился в Париже, зарегистрировал свою конструкцию резервуарной ручки во Франции.
К 1880-м годам коммерческие авторучки продавались несколькими разными изобретателями, основываясь на одном и том же общем принципе: все они имели полый корпус и заправлялись пипетками (на английском они называются eyedropper pen).
Пол Э. Вирт (Paul E. Wirt) и Mabie, Todd & Bard, не говоря уже о Холланде, продали миллионы пипеточных ручек. Но почему-то именно американец Уотерман считается изобретателем такой ручки…

Ещё одно изобретение, которое используется до сих пор и считается изобретением американской компании Waterman. Это пластмассовый сменный картридж с чернилами для перьевых ручек. Его они якобы изобрели в 1953 году. Надо сказать, что в том году компания боролась за своё выживание и не выжила-таки, а всего через год была продана сначала своему канадскому филиалу, а затем ещё через несколько лет Марселю Бику (Marcel Bich), владельцу компании BIC.
На самом же деле, картридж, тогда ещё стеклянный, изобрёл француз Роже Перро (Roger Perraud) в 1927 году, запатентовал его в 1935 году (я патента не нашёл), и его в 1936 году начала выпускать французская компания JiF-Waterman, причём сначала на переделанных ручках американского Waterman, а потом и на своих собственных.
Американский Waterman, естественным образом, прибрал французское изобретение себе, переработал его, заменив материал на более современный и дешёвый, и сделал пластмассовый одноразовый картридж в 1953 году, что не спасло американскую фирму от закрытия.
Но вот почему я назвал статью именно так?
Именно французский, сначала дилер, а затем и производитель ручек Waterman, сделал для компании гораздо больше, чем все представители семейства Уотерман (о них читайте в книге: очень интересная история!).
Права на марку Waterman в Бельгии, Франции и французских колониях в 1916 приобрёл некто Жюль Исидор Фагар (Jules Isidore Fagard) со своим партнёром. К началу 20-х он расстался с партнёром и открыл компанию JiF. Он добросовестно представлял марку в течение десяти лет, после чего открыл фабрику по производству ручек Waterman во Франции и переименовал свою компанию в Jif-Waterman.
После смерти Жюля Фагара в 1938 году компанию с заметным успехом возглавили его жена, дочь и внучка, прибрав остатки американского и английского бизнеса Waterman.

Интересный факт: всю вторую половину ХХ века французскую компанию Waterman возглавляли женщины – три поколения Фагар. Сначала его жена – Мари-Луиз (Marie-Louise) Фагар, потом дочь – Эльза Ле Фойе (Le Foyer), а затем и внучка – Франсин Гомес (Francine Gomez), которая в 1987 году и продала компанию американскому гиганту Gillette за большие деньги.
«Компания под руководством Франсин Гомес продемонстрировала исключительный талант к созданию, производству и маркетингу революционных дизайнов в сочетании с превосходными пишущими качествами и задала тренд на новое поколение ручек, выполненных в стиле более ранней эпохи», – считает Andreas Lambrou, автор книги Fountain pens vintage and modern (1989).
Из книги Лео Костылева
«Истории о шариковой ручке»









