В феврале 2025 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Я прошу прощения, но буду использовать всё же русские слова «творческая» или «созидательная» вместо слова «креативная», где это будет возможно.
Позже объясню почему.
Начну с позитива.
Очень радует то, что у российской власти, несмотря на сложную международную обстановку, хватает сил и времени заниматься вопросами творчества и творческих организаций.
Я прочитал этот Закон и нашёл его с точки зрения применения к нашей отрасли весьма интересным.
В законе написано: «Креативная (творческая) индустрия — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью» (п. 1 ст. 3 Закона № 330-ФЗ).
И далее следует определение того, что же называется творческой деятельностью: «Креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации» (п. 2 ст. 3 Закона № 330-ФЗ).
Всё это в лучшем виде описывает нашу отрасль презентационной продукции!
Но о ней, как обычно, забыли составители Закона….
Как в своё время, забыла включить нашу отрасль в рекламную деятельность одна из рекламных ассоциаций. Но это было давно… В те времена мы и сами ещё спорили о том, как же называется наша отрасль и её продукт.
Однако сейчас всё стало очевидно.
И конечно, сегодня наша отрасль, которую мы бы (имею в виду руководство ассоциации МАПП) назвали «Отраслью презентационной продукции», как влитая отвечает определениям Закона, ведь мы создаём как раз творческий (креативный) продукт, добавленная стоимость которого обусловлена использованием интеллектуальной деятельности (дизайн) и средств индивидуализации (нанесения на продукт).
Сегодня, когда большинство продукции нашей отрасли производится в России, это стало наиболее актуальным, ведь именно в нашей отрасли создаются уникальные предметы, которые обладают и экономической ценностью.
Да даже та продукция, которая производится за рубежом, всё равно создаётся по дизайнам, созданным в России, что отвечает букве Закона.
Сейчас готовятся подзаконные акты к этому ФЗ, и с перечнем отраслей, входящих в зону его действия, пока ещё не всё решено. Есть лишь некоторые намётки тех родов деятельности, которые могут квалифицироваться как «креативная индустрия».
Поэтому надо спешить и заявить о нашей отрасли как о потенциальном участнике креативной индустрии.
Теперь немного негатива (без которого, к сожалению, не обходится ни одно явление).
Я бы начал с названия Закона, в котором имеется слово «креативный» и зачем-то в скобках указано «творческий».
«Креативные индустрии» — словосочетание, состоящее из двух иностранных слов, одно из которых пришло в русский язык совсем недавно.
И хоть я не придерживаюсь того мнения, что «как корабль назовёшь…», но всё же думаю, что название надо бы поменять.
В русском языке есть красивые слова, способные заменить это уродливое словосочетание. Например, «созидательные отрасли» или «творческие промыслы», тем более что этим летом Дума приняла Закон о защите русского языка и, как заметил Председатель Государственной Думы В. Володин, «язык, культура, вера и история –– основы идентичности любой нации». Я бы добавил, что это действует и наоборот: вымывание слов родного языка, смешение культур, отсутствие веры и переписывание истории ведут к уничтожению нации, а вместе с ней и государства.
Я понимаю, почему закон получил такое название, ведь над его созданием работала, в частности, Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Последняя аббревиатура содержит аж два названия учебного заведения. С одной стороны это «Университет» (НИУ), а с другой — «школа» (ВШЭ).
Я знаю, почему заведение называется «Университетом»: в этом сегменте учебных заведений зарплаты выше, чем в школах и институтах. Но про «школу» я недоумевал, пока не нашёл объяснения от самих руководителей этого заведения: «слово «школа» отсылает к Лондонской школе экономики». Вот так!
Я посмотрел сайт этой Школы-университета. Многие из проектов имеют названия на английском языке, и даже в названии учреждения имеется аббревиатура на латинице: HSE, значение которой мне не удалось установить, хотя может быть это «High School of Economics». Но не буду гадать…
Вообще-то, слово «школа» (school) в английском языке гораздо шире в применении, но беднее в значении.
Школами там называют все учебные заведения, в то время как в русском языке есть с десяток слов, обозначающих учебные заведения.
Сайт Школы пестрит иностранными словами, даже написанными латиницей, типа: «hub», «alumni», «digest».
Слово «хаб» хоть на английском, хоть на русском звучит поХАБно, а слово «алумни» напоминает для русского человека алюминий… Я уже не говорю о «дай жест».
Интересно, а в лондонской школе есть названия проектов на русском языке?
Думаю, что нет, хотя англичанам есть чему поучиться у русских, экономика которых всегда была направлена на развитие территорий, а не разграбление и разорение их.
И заметьте: финны и эстонцы, которых была горстка, когда они стали принадлежать России, сохранили и свой язык, и свою идентичность, а в многомиллионной Индии все говорят на английском…
«Собака.ru» *взяла интервью у Татьяны Абанкиной, которая выразила сожаление, что «сейчас понятие креативных индустрий не совсем ясно на административном уровне, а, следовательно, чиновникам сложнее вырабатывать меры для их поддержки».
Оно и понятно, ведь предварительный список отраслей, выключенных в рамки действия закона, точь-в-точь напоминает список учебных программ школы-университета HSE.
Но учить творчеству — это одно, а работать в творческой организации –– совсем другое…
Например, в «креативную индустрию» включены театры, но все театры (во всяком случае, центральные) и так находятся на государственной дотации.
Причём они настолько уверены, что государство ОБЯЗАНО их дотировать, что даже сделали из этого факта элемент престижа. Например, директор одного из московских театров с уверенностью говорит, что его театр получает больше дотаций от государства, потому что он лучше других (!). Хотя на самом деле либо туда ходит слишком мало народа, либо зрители не желают платить за билеты достаточно…
Да и вообще: дотации театрам обоснованы как раз тем, что театр не является КОММЕРЧЕСКИМ проектом, чем, собственно, он и доказывает свою некоммерческую суть. Коммерческая логика говорит о том, что, если фирма не справляется со своими расходами, значит, она плохая и её следует банкротить.
Ну и как чиновникам «вырабатывать меры поддержки» театрам, которые уже находятся на полном государственном обеспечении?
Также в списке имеется ДИЗАЙН. Вот просто одно слово, означающее отрасль «креативной индустрии».
Но дизайн чего? Ведь вся продукция, начиная от туалетной бумаги и заканчивая бомбардировщиками 6-го поколения имеют свой оригинальный дизайн, и, как правило, дизайн разрабатывается внутри производства. Получается, что ВСЕ российские предприятия, которые выпускают хоть какую-нибудь продукцию, являются участниками «креативной индустрии».
Или авторы закона имели в виду отдельные компании, которые занимаются ТОЛЬКО дизайном? Тогда это будет несправедливо по отношению к дизайнерским отделам производственных компаний….
Я бы мог привести и другие примеры неудачного подбора отраслей, среди которых имеется и слово «Реклама».
Что разработчик закона имел в виду?
Производство телевизионной и другой рекламы является, конечно же, творческим процессом, но вряд ли нуждается в государственной поддержке, ибо оплачивается рекламодателем и производится по его заказу.
Но вот российское производство рекламной (презентационной) продукции безусловно нуждается в поддержке, даже, может быть, не финансовой, а политической, ведь конкуренты у отечественного производителя весьма изощрённые и богатые. Да к тому же в России до сих пор считается, что всё произведённое за рубежом лучше российского…
Вот в этом и должно государство помочь российскому производителю, а он, уж поверьте, не подведёт.
Конечно, перечень индустрий лишь предварительный и будет меняться,
но в том, что перечислено в нём сейчас, существуют глобальные противоречия, которые грозят опрокинуть весь Закон.
Так давайте поможем Закону найти его путь, и тогда он станет действенным инструментом развития творческой активности в России.
Лео Костылев,
Президент МАПП

* Вступил в силу новый закон о креативных индустриях! Что это такое? Как будет работать? И отразится ли на Петербурге? // www.sobaka.ru















