Яйцо из белой эмали с букетом полевых цветов из золота внутри; стеклянное пасхальное яйцо — единственный стеклянный императорский подарок; яйцо из карельской березы, внутри которого был заводной слоник из золота, серебра и эмали. Директор Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия) Александр Иванов рассказал порталу «Культура.РФ» истории нескольких предметов легендарного ювелирного дома.
Императорское пасхальное яйцо на подставке
Яйцо из белой эмали император Николай II заказал Карлу Фаберже на десятилетие свадьбы с Александрой Федоровной в 1904 году. Сюрпризом внутри яйца стал букет полевых цветов из золота, эмали и бриллиантов в небольшой корзинке. На одном цветке сидел шмель, а на другом — божья коровка, и Фаберже вложил в драгоценное изображение этих насекомых особый смысл.
В то время императрица была в положении, и все гадали, родится у императорской семьи долгожданный наследник или еще одна великая княжна. А божья коровка как раз считалась символом благой вести о рождении наследника — чего Фаберже и пожелал коронованной паре. В свою очередь, шмеля ювелир посадил на драгоценный букет как напоминание о «царе-труженике» Александре III, десятая годовщина смерти которого также выпала на 1904 год.
Обычно все императорские подарки обсуждали и в свете, и даже в российской прессе — но этот Николай посчитал нужным от общественности скрыть. Яйцо стало самым дорогим пасхальным подарком от Фаберже: оно было действительно большим, с шестью сложными миниатюрами и двумя огромными бриллиантами величиной с ноготь — самыми крупными, которые вообще встречаются в изделиях Фаберже. По тем временам яйцо стоило 12 600 рублей — тогда как, например, жалованье генерала составляло примерно 500. И поэтому во время Русско-японской войны, которая началась в 1904 году и приносила русской армии неудачу за неудачей, Николай не стал афишировать столь дорогой подарок.
На выставке в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» это яйцо экспонировалось впервые за его столетнюю историю. До недавних пор оно считалось утерянным: после революции его местонахождение долгое время не могли установить, а в 1932 году Всесоюзное объединение «Антиквариат» продало яйцо меценату из США по невероятно низкой цене. Долгие годы оно переходило из одной частной коллекции в другую — и наконец попало в Музей Фаберже.
Яйцо «Созвездие Цесаревича»
Когда Музей Фаберже обнаружил стеклянное пасхальное яйцо в 1993 году в США, эксперты поначалу сомневались в подлинности изделия, ведь Фаберже никогда не создавал стеклянных императорских подарков. Директор музея Александр Иванов проконсультировался с Татьяной Фаберже, праправнучкой легендарного ювелира, которая сперва сказала, что клеймо на яйце — фальшивка. Но буквально через несколько месяцев она обнаружила в архивах описания эскизов именно этого яйца, а также упоминания о нем в письмах Агафона, сына Фаберже, и Франца Бирбаума, художника ювелирного дома, — и эти документы подтвердили подлинность находки.
Бирбаум писал: «Я не имею понятия о местоположении яйца, но довольно точно помню, как оно выглядело. Яйцо было выполнено из темного голубого стекла и инкрустировано изображением созвездия (Льва — Прим. ред.), под которым родился цесаревич. Оно поддерживалось херувимами и облаками из опакового горного хрусталя. Это произведение содержало часы с вращающимся циферблатом. Исполнению пасхального яйца помешала Первая мировая война, херувимы и облака были изготовлены, а само яйцо с инкрустацией и пьедестал остались незаконченными».
Агафон Фаберже долгие годы искал это яйцо. Он пытался найти хоть какую-то информацию о нем в самых разных источниках, и минералог Александр Ферсман ответил ему на одно из многочисленных писем: «…часы из синего стекла, о которых вы особенно беспокоитесь, с созвездием Льва были оприходованы и уже их вернуть невозможно». Нашел ли сын Фаберже яйцо из голубого стекла, сегодня уже доподлинно неизвестно. Существует версия, что именно он вывез его за границу, когда бежал в Финляндию по льду Финского залива, но она не имеет весомых доказательств.
Яйцо из карельской березы
Еще одно необычное яйцо Фаберже создал из карельской березы. Николай II заказал его как пасхальный подарок своей матери Марии Федоровне, и ювелир подошел к заказу с юмором. В письме Александру Керенскому Фаберже писал, что хочет вручить царю на счастье самое простое пасхальное яйцо из березы — что он и сделал. Однако сюрпризом в яйце был небольшой механический слоник, сделанный из золота, серебра и эмали и усыпанный бриллиантами и алмазами. Слоника заводили ключом — также драгоценным — и он мог некоторое время шагать. Фаберже вручил яйцо царю, однако подарить его Марии Федоровне Николай уже не успел.
Эксперты долгое время сомневались, действительно ли яйцо попало к императору — но в ходе исследований обнаружили счет на имя Николая от фирмы Фаберже на несколько предметов, в числе которых были то самое «березовое» яйцо и некая костяная резная мышь. Позже удалось установить, что эту самую мышь у одного из членов царской семьи изъяли прямо перед арестом: покидая Петербург, семья Николая II не могла забрать с собой многочисленные драгоценные подарки — но вот «простую» мышку от Фаберже они взяли с собой на память.
Императорские подарки
В конце XIX века Николай II заказал у Фаберже подарок для болгарского цесаревича Бориса — в то время русский и болгарский престолы были весьма дружны. Николай хотел сделать подарок с юмором: он предложил ювелиру идею сервиза для вина с такими рюмками, которые невозможно было бы поставить, не выпив до дна, чтобы не пролить содержимое. И Фаберже создал необычный набор в виде зайцев, в котором большая зайчиха была кувшином, а зайчики — хитрыми стопками. Набор долгое время хранился в Болгарии, и только в 1950-х годах его продали американскому коллекционеру.
Впрочем, царские подарки Николай II делал не только венценосным особам: в 1896 году император заказал Фаберже оригинальное украшение для легендарной актрисы Марии Ермоловой. Брошь в виде бабочки, на которой есть все виды драгоценных камней — бриллианты, рубины, опалы, сапфиры, — император подарил артистке на ее бенефисе.
Предметы обстановки из кабинетов фирмы Фаберже
На выставке можно увидеть, в какой обстановке работали сам Карл Фаберже и сотрудники его ювелирного дома. Например, здесь есть телефон, который стоял в кабинете Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге. Сам аппарат купили у фирмы «Эриксон», так как в России телефонов не производили, но стальную подставку для телефона сделали в самой фирме Фаберже.
Также среди экспонатов — латунная лампа и лупа Михаила Перхина — ведущего мастера фирмы конца XIX века. Перхин родился в крестьянской семье и в 16 лет отправился в Санкт-Петербург, где поступил в ученики к ювелиру, имя которого не сохранилось. В фирме Фаберже он открыл собственную мастерскую, в которой под его руководством были созданы многие императорские пасхальные яйца — в том числе и самое дорогое яйцо Фаберже 1904 года.
Музей Фаберже в Баден-Бадене — один из первых российских музеев за рубежом. Со времен его основания в 2009 году музей ежедневно получает сотни писем от владельцев изделий фирмы Фаберже, которые просят оценить их подлинность. Изучая такие предметы и работая с российскими и зарубежными архивами, сотрудникам музея удалось установить, в каких собраниях и частных коллекциях находятся практически все утерянные произведения Фаберже, о существовании которых известно на сегодняшний день.
Фотографии предоставлены организаторами выставки.
По материалам портала «Культура РФ» – www.culture