Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду — наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные летние праздники народов России, дошедшие до наших дней.
Иван Купала
Юханнус у финнов, Лиго (или Янов день) у латышей и эстонцев, Йонинес у литовцев, Купалье у белорусов, Иван Купала у украинцев и русских. Главный летний праздник этих народов имеет общие языческие корни. В прибалтийских странах он, как и в древности, приходится на день летнего солнцестояния, но обычно отмечают Иванов день не строго 22 июня. Например, в Латвии официальные выходные в честь летнего праздника — 23 и 24 июня. У православных Иван Купала сместился на 7 июля и стал совпадать с Рождеством Иоанна Крестителя.
Традиция празднования Иванова дня практически не изменилась. В самую короткую ночь года принято одеваться в национальную одежду, готовить блюда традиционной кухни и устраивать игрища, связанные с огнем, водой и травами. Считается, что в праздничную ночь до захода солнца нужно обязательно искупаться в реке или озере. Ближе к закату разжигают костры и устраивают через них прыжки. В купальскую ночь также собирают цветы, из которых потом плетут венки. После праздника эти венки высушивают и хранят дома: считается, что они имеют особые целебные и защитные силы. Также с помощью купальских венков можно гадать: нужно опустить венок в реку и посмотреть, как далеко он уплывет, — если отдалится от берега, это обещает скорое замужество, долгую жизнь и счастье.
Ысыах
Главный праздников лета у якутов — Ысыах. Обычно он приходится на день летнего солнцестояния. Праздник знаменует начало Нового года в традиционном скотоводческом календаре. Предки якутов в этот день устраивали торжественную встречу божествам айыы — покровителям коневодства и скотоводства.
Ыысах получил свое название от слова «ыс» — кропить, брызгать. Отсюда и обряд, во время которого кобыльим молоком — кумысом — окропляют землю. Кумысом также угощают гостей и обрызгивают огонь. По традиции Ысыах устраивается внутри круга из молодых берез — священного дерева якутов.
Во время праздника проходят конные скачки, соревнования по прыжкам, борьбе. Это отголосок древних ритуальных игр — они символизировали переход от старого года к новому. Центральное место в празднике занимает хоровод — осуохай. Во время массового танца люди движутся «по солнцу», то есть по часовой стрелке. Каждый гость Ысыаха должен пройти хотя бы один круг хоровода.
Сабантуй
Сабантуй отмечали еще в раннее Средневековье. Название этого праздника образовалось от слов «сабан» — «плуг» и «туй» — «свадьба, торжество». Изначально Сабантуй приходился на середину весны, когда тюркские народы праздновали начало полевых работ. В советское же время стали отмечать окончание посевной.
Сегодня Сабантуй проходит летом — его празднует практически весь Татарстан и Башкортостан. Гулянья проходят также в крупных городах России и зарубежья, где живут татары. Самые старые из сохранившихся традиций праздника — скачки, состязания в беге и борьба. В XIX веке на Сабантуе появились и шуточные соревнования: бег в мешках, лазание по гладкому столбу, бои мешками с соломой, перетягивание каната.
Семык
Главный праздник марийцев знаменует собой наступление лета. Он родственен старинному славянскому празднику — Зеленым святкам, главным днем которых был Семик. Его отмечали незадолго до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи. У русских, правда, этот праздник вытеснила православная Троица, у крещеных же марийцев Семык существует как самостоятельный праздник и сегодня. Они празднуют его на Троицкой неделе — со среды до воскресенья. В эти дни марийцы поминают умерших родственников.
Первый день Семыка всегда считался особенно опасным — люди старались не выходить из дома и не выгонять со двора скотину, чтобы очнувшиеся от зимней спячки души умерших не навредили хозяйству. Чтобы задобрить покойных, каждая марийская семья проводила поминальный обед: для усопших угощение клали на отдельное блюдо. Ночью жгли костры, собирали целебные травы, молодежь до утра играла и развлекалась. Сегодня этот праздник больше похож на фольклорный фестиваль.
Гербер
Гербер — национальный удмуртский праздник. Он стал общереспубликанским в 1992 году, до этого его отмечали в разных деревнях и под разными названиями. Раньше день празднования зависел от погоды и сроков полевых работ — Гербером завершалась посевная. Ритуальный покос, бросание яиц в первую борозду, трапеза в поле, приготовление особой каши, обряд «свадьба поля» с участием девушки и юноши, изображавших жениха и невесту, — все это должно было обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.
Современный Гербер — это скорее возможность окунуться в удмуртскую культуру: услышать народную музыку, приобрести поделки местных мастеров, попробовать перепечи — ватрушки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, которые запивают традиционными напитками — кумышкой и суром.
Хэбденек
Эвены — северный народ — в древности жили по лунному календарю. Отсчет нового календарного цикла начинали летом — 22 июня. Эвенский Новый год называется Хэбденек, что значит «веселье», его отмечают в день летнего солнцестояния. Эвены верили, что в это время приоткрываются врата между мирами и духи слышат всё, о чем просят люди.
C 1997 года Хэбденек стали праздновать в Магадане, в районе устья реки Дукча. Как и в старину, желающие собирались в пять часов утра — увидеть первые лучи нового солнца. Старейшины проводили обряд кормления огня и благодарения Земли. Одна из любимых традиций Хэбденека, которой следуют и в наше время, — загадывание желаний. Чтобы они исполнились, нужно завязать ленточку на специальную веревку — «дэлбургэ».
Тун-пайрам
Праздник первого айрана, или Тун-пайрам, — одно из главных событий в культурном календаре Хакасии. Тюркские кочевники-скотоводы отмечали день айрана еще 2000 лет назад. Праздник приходился на конец мая — начало июня, когда скот перегоняли с зимних пастбищ на летние. Животные начинали питаться свежей травой, и появлялось много молока. Для праздника из первого молока готовили айран, а из айрана перегоняли молочную водку араку. Люди преподносили духам священную пищу, прося об изобилии. Хранителем скота считался специально отобранный конь — ызых, которого во время обряда омывали молоком, окуривали благовониями и отпускали на волю.
Новейшая история Тун-пайрама ведет отсчет с 1980 года. Главный праздник проходит на Сагайской поляне около села Аскиз и приурочен ко Дню Республики Хакасия, который отмечают 3 июля. По-прежнему проводится обряд подношения духам, гости соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, прыжках и борьбе. В одном из традиционных состязаний нужно взять камень весом около 80 кг, присесть с ним, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.
Автор: Екатерина Гудкова
Информация взята с портала «Культура.РФ»