Модели часов индустриального дизайна появились в конце XIX — начале XX века и стали ярким явлением в области часового искусства.
В первую очередь к моделям такого стиля относятся часы в виде различных устройств — паровой машины, парового молота, паровоза, дирижабля, автомобиля, велосипеда и других технических новшеств. Необычные по форме и основным конструктивным элементам, памятники часового искусства воплотили достижения, составившие основу промышленной революции, которая началась в последней трети ХVIII века в Великобритании, в текстильном производстве, а в ХIX веке захватила другие страны.
Корпус часов «Автомобиль» выполнен в виде автомобиля-таксомотора, причем это собирательный образ автомобилей марок «Рено», «Юник» и «Форд». Кузов с длинной прямоугольной крышей, на которой помещена арматура из двух прутьев с закругленными концами для багажа. На самой машине искусно обозначены ручной тормоз, сцепление, руль, клаксон, фонари, кожаное сиденье, тканевые занавески в двух окошках. ⠀
При заводе автономного механизма колеса передней и задней подвесок приходят во вращение. Сам часовой механизм с эмалевым циферблатом, римскими цифрами, обозначающими часы, двумя стальными стрелками, вмонтирован в дверцу кузова. Под ним расположен барометр-анероид.
Эра паровых котлов началась на рубеже ХVII—ХVIII веков в связи с бурным развитием горнодобывающей промышленности. Изобретателем промышленного парового котла считается французский физик Дени Папен. Со временем конструкция устройства менялась.
Часы «Паровой котел» выполнены в виде упрощенной модели реального парового котла с отводными трубами. Справа установлен водоразборный кран, наверху — вентиль аварийного сброса давления пара и регулятор Уатта с двумя позолоченными грузами в виде шаров. При заводе автономного механизма регулятор Уатта начинает вращаться. Котел установлен на основании из черного мрамора с золоченым бронзовым плинтом.
Часовой циферблат с римскими цифрами находится в дверке топки парового котла, снабженного паропроводящими трубками из меди, краниками, вверху — регулятором Уатта в виде двух латунных шариков на фигурной стойке, приходящих во вращение от завода автономного механизма.
Часы «Квартердек» получили такое название, потому что выполнены в виде кормовой части палубы парусного корабля. По другому эта часть корабля называется шканцы или ют. На площадке с имитацией деревянного настила помещена посеребренная бронзовая фигура моряка — штурмана, держащего в руках штурвал, перед ним стоит тумба с компасом. Ход часов сопровождается покачиванием фигуры штурмана, являющейся видимым элементом конструкции маятника, скрытой в кубрике шхуны. В нижней части квартердека, куда ведет небольшая латунная лестница, находится фигура моряка, разматывающего корабельный канат, выполненная, как и фигура рулевого, в технике бронзового литья, с золочеными и серебреными деталями костюма.
Механизм с недельным заводом, пружинным двигателем, двумя барабанами хода и боя, анкерным спуском, гонговым боем часа и получаса (счет на гребенке).
Источник: Исторический музей (ГИМ)