Торжество языческое, церковное и светское. Древний «Солныш» с караваем для светила, день почитания Татианы Римской и шумные гулянья студиозусов.
Трагическая судьба дочери римского консула, пострадавшей за веру Христову, наделила этот день именем святой Татианы. А студенчество своим праздником обязано генералу Шувалову. Иван Иванович, выполняя волю государыни Елизаветы Петровны об открытии первого российского университета, сделал и матушке своей приятное в именины. «Дарю тебе университет», — произнес ставшую впоследствии крылатой фразу благодарный сын. Указ был подписан в Татианин день, и домовую церковь университета освятили в честь христианской мученицы. В числе прихожан храма были Фонвизин и Грибоедов, Тургенев и Тимирязев, Пирогов и Ключевский. Студенты же стали считать святую Татиану своей покровительницей.
В честь альма-матер слагали стихи. Поэт Александр Полежаев, будучи студентом, по велению начальства, но не муз написал строки ко дню основания Московского университета: «Восторг, восторг, питомцы муз! / В сей день благословенный / Наук и счастия союз / Мы празднуем священный!»
Ключевое слово здесь — «празднуем». День студента в Российской империи был шумным. Задавал тон праздник в «петровском стиле»: официальные речи, богослужения, иллюминация, фейерверк. Церемонии сменяло общее веселье. Адвокаты, учителя и писатели с легкостью вновь становились студентами. В этот день отменялись чины и звания. «В этом году выпили всё, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипели… Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди», — события становятся частью фельетона Антона Павловича Чехова.
Традиции современные не столь разрушительны. Поздравить преподавателей — главное, шумно и весело. Считается, что «настоящий профессор» в этот день не в праве отказать студенту «опрокинуть вместе рюмочку». А главный виновник торжества — Московский университет — не только чтит традиции, но и закладывает новые. Ректор МГУ Виктор Садовничий лично варит медовуху и угощает своих студентов. Виктор Антонович привез идею из Германии. Прогуливаясь по дворику Университета имени Гумбольда с коллегой-ректором, увидел, как тот угостил пивом своих студентов по их просьбе. В МГУ вместо пива — русская медовуха, которая готовится по университетскому рецепту и ждет своего часа два месяца.
Университетский рецепт удачной сессии — потереть нос собаке, что вышла в дозор с пограничником на станцию метро «Площадь Революции». Обычай студентов МГУ давно шагнул за рамки университета — и вот уже москвичи и гости столицы спешат к скульптуре Матвея Манизера со своими просьбами.
Будущие архитекторы — студенты МАРХИ соорудили памятник студенческим приметам: два бронзовых башмака, символическая зачетка и большая пятикопеечная монета 1978 года выпуска, которую окружает перечень вузов. Сооружение, расположенное в парке 850-летия Москвы, используют по назначению. Перед экзаменом надо обуть башмаки и попасть пятачком в бронзовую монету или в название своей альма-матер, приложить зачетку и… ждать чуда.
Воронежские архитекторы пошли дальше. Преподаватель и студент. Увековечить в бронзе наставника и его ученика без разделяющей две стороны кафедры решил ректор ВГАСУ Игорь Суровцев. Прототип педагога — профессор вуза, архитектор Николай Троицкий, создавший послевоенный облик Воронежа. Студент — образ собирательный, вроде тех, что спешат в аудитории мимо памятника каждый день.
Но особой силой воронежцы, страждущие хороших оценок, наделяют образ котенка с улицы Лизюкова — надо лишь потереть живот у скульптуры героя мультфильма.
Прикоснуться зачеткой к челябинскому вечному студенту, что застыл у стен Южно-Уральского университета, — тоже робкая надежда на сдачу сессии.
Дотронуться до колена или лба студента, грызущего гранит науки в Саратове, — еще один шаг к заветной студенческой мечте. Когда не уверен в знаниях, включается шестое чувство. Бронзовый юноша, напоминающий Шурика из «Операции «Ы», оброс не только слухами. После 15 лет существования скульптура стала зеленеть — и тут же прозвучал приговор местных жителей: «завалил сессию».
Идеальный образ — «студент, спешащий на занятия», разместился у входа в Тольяттинский государственный университет. Юноша в очках и с тубусом в руках шагает по ступенькам. Автор скульптуры Елена Василик преподает в этих же стенах — изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Студенты трепетно относятся к традициям. Но не всё удастся сохранить. Виной тому — прогресс. Электронная зачетка лишает главной надежды каждого студента. С чем будут выглядывать в окно? С чего стряхивать пыль? И куда ловить хорошую оценку с криком: «Халява, приди!»? Свой выход нашли в Ульяновском университете. Установили памятник студенческой халяве. Чтобы не растерять традиции и передать будущим студентам.
Автор: Наталья Летникова
По материалам портала «Культура РФ» – www.culture