Лилиана Фатерина: «Сделать то, чего нет ни у кого — даже для тех, у кого есть всё»

0
48

Андрей НОВИКОВ, Главный редактор журнала «ЭГОИСТ», беседует с основателем и управляющим партнером фарфорового бренда ARTVIA Лилианой Фатериной.

Фарфор – застывшая магия, смешение стихий земли, воды, воздуха и огня, в которое человек, как древний демиург, вдыхает душу. Возможно, поэтому работы компании ARTVIA ищут те, кому недостаточно просто дорогой вещи: им нужно послание, эмоция, ожившая память. Она создала фарфор, который танцует и рассказывает легенды, но это лишь инструмент для передачи смыслов. Главное – культурный код, история и та самая неуловимая эмоция, превращающая чашку в реликвию. «ЭГОИСТ» беседует с основателем и управляющим партнером фарфорового бренда ARTVIA Лилианой Фатериной.

Лилиана Радиславовна, начиная разговор о фарфоре, лично у меня всегда сразу же возникает ассоциация с нашим знаменитым Императорским фарфоровым заводом. Кроме того, вы и сами восемь лет возглавляли на ИФЗ департамент по работе с VIP-клиентами. Поэтому я хотел бы нашу беседу начать с вопроса о том, каковы сегодня запросы и, соответственно, векторы развития в создании и производстве фарфора для искушенного покупателя, который может позволить реализовать практически любую свою фантазию.

Лилиана Фатерина, основатель и управляющий партнер фарфорового бренда ARTVIA | фото из личного архива Л. Фатериной

Лилиана Фатерина. Если говорить о состоятельной и искушенной публике, такие покупатели больше всего ценят, когда могут приобрести что-то особенное, чего не найдешь в обычном магазине. Это наше кредо – делать то, чего ни у кого нет, даже для тех, у кого, казалось бы, всё уже есть. Основа нашей работы –индивидуальный подход. Мы сначала очень обстоятельно обсуждаем, чего хочется заказчику, погружаемся в его мир, стилевые предпочтения, его историю, увлечения, круг общения. Важно, чтобы предмет, который человек дарит, был наполнен смыслом, нес определенное послание.

Для нас фарфор – это магический материал, заключающий в себе энергию четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. К этой энергии добавляется энергия человеческих рук – творца-созидателя, который создает что-то с новой сущностью. Фарфор – как живой материал. Душа в нем появляется, когда человек вкладывает в свое создание определенный смысл, чувства, настроение. Это чистый лист, на котором можно передать любые мысли и образы. Сейчас очень востребована передача нашего российского культурного кода.

Компания «ARTVIA Петербургский фарфор» на ПМЭФ-2025 | фото пресс-службы ARTVIA

Говоря о заказах, выбирают разное: семейные сервизы под интерьер с монограммами и гербами, вазы, тарелки. Особенно нравятся нашим VIP-клиентам портреты и картины на фарфоре. Фарфоровый пласт ручной росписи, на котором запечатлено что-то важное для заказчика: вид родного города, портрет любимого человека, значимое событие, которое в нашем исполнении еще и оживает – не только в памяти заказчика, но и в прямом смысле слова.

Лилиана Фатерина показывает губернатору Санкт-Петербурга А. Д. Беглову эффект дополненной реальности на фарфоре ARTVIA | фото и видео предоставлено ARTVIA

Насколько мне известно, ваша компания ARTVIA является единственным в мире производителем фарфора с дополненной реальностью. На сайте Всемирного клуба петербуржцев, членом которого вы являетесь с 2015 года, указано: «Уникальная компетенция компании – создание инновационного фарфора, художественных фарфоровых произведений с дополненной реальностью: “оживающих” картин, “танцующих” портретов и т. д.». Как это выглядит, как это возможно реализовать, что это за технология и как вам пришла идея использовать дополненную реальность в своих коллекциях?

Лилиана Фатерина. Это выглядит как настоящая картина в багетной раме, расписанная вручную на фарфоровом пласте, а при внимательном рассмотрении оказывается носителем определенной, важной для заказчика и одаряемого, информации. Например, кто-то заказывает картину на годовщину свадьбы. Художник изображает молодоженов в застывшем движении свадебного танца, а когда вы наводите на рисунок камеру телефона в нашем приложении, пара оживает и продолжает свой танец под музыку прямо с того момента, на котором она остановилась в танце, и будто бы выходит из рамы прямо на зрителя. Бывают свадебные портреты, где видно, как молодожены выходят из церкви, их первые эмоции, улыбки гостей. Такие подарки производят глубокое эмоциональное впечатление. Идея использования дополненной реальности родилась из русских сказок, из мечтаний наших предков о некоем портале в другой мир, о том, чтобы увидеть невидимое глазами – как в сказке про серебряное блюдечко и наливное яблочко. Мы в XXI веке воплощаем эту мечту.

Декоративные тарелки с дополненной реальностью для компаний «Лукойл» и КАМАЗ, компания ARTVIA | фото ARTVIA

Технология прекрасно работает и для корпоративных заказов. Например, для «Лукойла» мы создали декоративные тарелки с дополненной реальностью, на которых красный автомобиль совершает круговое путешествие по городам Северо-Запада России, проезжая основные достопримечательности и заправляясь на тех самых заправках красного цвета с проверенным качеством топлива. На тарелках для проектно-конструкторского бюро «Невское» оживают модели кораблей, построенных по их проектам, причем с реалистичными звуками – например, выстрелами из орудий этих кораблей. К юбилею КАМАЗа мы создали тарелки, где анимация начинается с исторической фотографии закладки первого камня, переходит в программу «Время» тех лет, показывает развитие моделей, а кульминацией сюжета становится момент, когда Владимир Владимирович Путин садится за руль КАМАЗа.

Лилиана, расскажите, пожалуйста, о вашей самой знаковой коллекции, возможно, благодаря которой впоследствии вашими заказчиками стали такие известнейшие компании, как «Лукойл», «Газпром», ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк, «Росатом», РЖД, «Норильский никель», Государственный Эрмитаж, Музей Фаберже, Михайловский театр, гостиница «Астория» и… можно еще продолжать, даже Государственная Дума, Совет Федерации и управление делами президента РФ.

Лилиана Фатерина. Сказать, что какая-то одна коллекция сделала нас, как мы иногда шутим, «широко известными в узких кругах», я не могу. Это наше планомерное движение вперед, индивидуальный подход и, конечно же, сарафанное радио – впечатления заказчиков от нашей работы.

Коллекция «Шуховская башня», компания ARTVIA | фото ARTVIA

Одна из наших гордостей – коллекция, посвященная Владимиру Шухову, великому инженеру, «русскому Леонардо да Винчи». Это человек-оркестр, который опередил свое время. Его «Шуховские башни» востребованы и сегодня. Мы посвятили ему сервиз, который презентовали на Газовом форуме, и его сразу забрали в приемную президента «Лукойла». Для компании «Лукойл» Шухов тоже важный человек, ведь он изобрел крекинг нефти. У нас даже хотели перекупить права на использование этого сервиза, но мы не согласились, так как считаем Шухова национальным достоянием.

«Петербургские сказки» & «Сказки Пушкина в Петербурге», компания ARTVIA | фото пресс-службы ARTVIA

Еще одна наша флагманская история – коллекция «Петербургские сказки» с дополненной реальностью – ода нашему городу, рассказы о его легендах и персонажах городского фольклора. Ее продолжение – коллекция «Сказки Пушкина в Петербурге», которая заняла первое место в конкурсе «Новая культура сувениров», проводимом при правительстве нашего города под эгидой ЮНЕСКО. В ней, например, Царевна-лебедь превращается в балерину Мариинского театра, а Кот ученый рассказывает отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». Эти коллекции прославляют Петербург как креативный город, где развиваются современные технологии на основе нашего культурного наследия.

Лилиана Фатерина и Татьяна Парфёнова (в центре) | фото из личного архива Л. Фатериной

С кем из дизайнеров и с какими брендами вы уже имели успешный опыт коллаборации и с кем хотели бы создать совместную коллекцию? Я знаю, что очень успешна коллекции «Ясная поляна (Сенокос)», созданная ARTVIA совместно с Модным домом Татьяны Парфёновой.

Лилиана Фатерина: «Ясная поляна (Сенокос)» – это наш любимый проект, хедлайнер 2025 года. Мы долго искали «тот самый» сервиз с цветами. И когда встретились с Татьяной Валентиновной Парфёновой и предложили коллаборацию, были счастливы, что она согласилась. Для нас это большая честь. Она тонко чувствует мироздание, людей, пространство. В процессе работы родилась идея с полевыми цветами – тем, что каждому знакомо с детства и близко для жителя любого региона России. Название «Ясная поляна» ассоциируется с залитой солнцем лужайкой и нашим наследием, а «Сенокос» – со свежескошенной травой, сеном и молоком, которое питает семью и восполняет энергию рода.

Коллекция «Ясная поляна (Сенокос)», ARTVIA | фото пресс-службы ARTVIA

Эта коллекция создана в духе русской дворянской усадьбы с ее неспешными чаепитиями, семейными ценностями и традициями. Именно поэтому чайных пар в сервизе не шесть, а семь – ведь в традиционной семье на Руси было как минимум семь «я». Каждая чайная пара имеет свой неповторяющийся рисунок и собственное название, чтобы каждый мог найти свою, вспомнить свой момент жизни. При этом нам нравится, что фарфор здесь выступает не как форма, которая может ограничивать рисунок и создавать так называемый натюрморт (что в переводе с французского означает, собственно, «мертвая натура»), а как фон, сквозь который проходит живопись – натуральные линии полевых цветов и трав, как бы скошенных и произвольно сложившихся в композиции. На некоторых предметах даже спрятана «иголка в стоге сена» – возможно, тому, кто ее найдет, это принесет удачу и исполнит заветное желание.

Коллекции «Конек-Горбунок» & «Щелкунчик», ARTVIA | фото ARTVIA

Если продолжать о коллаборациях, в 2025 году мы также начали очень интересную линию – совместную коллекцию с «Союзмультфильмом». Мы заключили лицензионный договор, и первая история – «Конек-Горбунок» – волшебная шкатулка, которая открывается под музыку из мультфильма, а внутри – тарелка с дополненной реальностью, где оживает знакомый всем с детства сюжет из Золотой коллекции «Союзмультфильма», медальон, фарфоровая лошадка и книга с картинками в том же стилевом решении. В наших планах: «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек» и далее. Для нас это популяризация нашего культурного кода, ведь эти мультфильмы объединяют поколения.

Коллекция «Новогодние традиции», ARTVIA | фото пресс-службы ARTVIA

Лилиана, во время беседы с вами у меня почему-то возникла мысль, что наверняка у вас прямо сейчас есть идея коллекции, которая пока живет только в вашей голове, но вы уже мечтаете ее создать. Я прав в своем ощущении или ошибаюсь?

Лилиана Фатерина. Вы правы. У нас всегда есть мечтания и мысли о будущих проектах. Большое счастье для меня сейчас использовать в своей работе возможности искусственного интеллекта, который помогает визуализировать идеи. Я не художник, и мне бывает сложно наглядно объяснить коллегам то, что я вижу перед внутренним взором, какие-то свои идеи. Теперь я могу подробно описать это словами и получить от ИИ изображение, очень близкое к задуманному. Так родилась, например, новогодняя коллекция «Новогодние традиции» со светильником-домиком, символом семейного очага, и лошадкой-оберегом, символом наступающего 2026 года.

Сейчас мы движемся в сторону экспорта, и актуальное направление – Ближний Восток. Меня впечатлили геометрические рисунки на керамических деталях храмов и медресе в Самарканде и Стамбуле. Это напоминает некую сакральную геометрию, оптические иллюзии, которые очень хочется использовать. Эту линию мы обязательно будем развивать.

Как вы в ARTVIA выбираете сюжеты для своих коллекций? Каковы критерии оценки идей сюжетов, соответствие которым является необходимым условием для того, чтобы эта идея была воплощена в реальность? Как происходит сама оценка этих идей? У вас собирается экспертный совет, как это работает?

Лилиана Фатерина. У нас есть креативная группа, в которую входят основатели компании, маркетологи, директор по развитию, менеджеры проектов, которые хорошо знают наших заказчиков. Самое творческое время обычно наступает после Нового года. Мы собираемся и начинаем накидывать идеи, черпаем вдохновение из нашего культурного наследия. Это может быть посвящение какому-то историческому деятелю (как Шухову), юбилейному событию (как 225-летие Пушкина) или же, к примеру, обращение к русским сказкам. Идея должна нести смысл, передавать ценности, быть эмоциональной. Мы прислушиваемся даже к нашим детям, которые тонко чувствуют, что произведет впечатление, а что нет. Когда увлеченные люди собираются вместе и начинают творить, возникает синергия. Из, казалось бы, ничего, из маленьких составляющих рождается совершенно новый продукт. Главное – это люди и общая энергетика.

Лейла Большакова, Татьяна Черниговская, Татьяна Парфёнова и Лилиана Фатерина, 2025 | Фото пресс-службы ARTVIA

А кто вообще стоит за брендом ARTVIA? Расскажите подробнее о вашей команде.

Лилиана Фатерина. У меня есть партнер – Лейла. Такие вот основатели бизнеса, две девушки с необычными именами на букву «Л». Мы с ней совершенно разные, и в этом наша сила. Я, как воздух, летаю над землей, ищу смыслы, вдохновляюсь и вдохновляю, соединяю пространства. Она, как земля, подводит практическую основу под наши проекты и структурирует нашу работу.

Также в нашей команде маркетологи – те, кто креативит и транслирует наши ценности, менеджеры проектов, которые оперативно реагируют на пожелания заказчиков, и, конечно, дизайнеры, художники, скульпторы, модельщики, литейщики, множество людей прочих рабочих специальностей и, что немаловажно, упаковщики, которые бережно укладывают наш фарфор в уютные ложементы и завязывают ленточку на каждом подарке. Мы как одна семья, в которой каждый играет очень важную роль и каждый любит свою работу. На мой взгляд, люди с горящими глазами – залог успеха любого дела, ведь миром правят энергии, и если энергия многих людей направлена на исполнение определенных желаний, они обязательно сбудутся!

Лилиана, вы закончили факультет международных отношений и филологический факультет СПбГУ, французский университетский колледж, Стокгольмскую школу экономики в России, владеете английским, французским, испанским, итальянским языками. Вдобавок – очень привлекательная девушка. Как при всем при этом вы в свое время сделали выбор в пользу фарфорового завода, а не стали делать карьеру в дипломатической сфере и международных отношениях?

Лилиана Фатерина. Я действительно думала о дипломатической карьере, проходила практику в МИДе, мне предлагали работу и даже зарубежную командировку. Но я поняла, что мой путь там будет долгим, начинать пришлось бы с бумажной работы, а мне хотелось сразу бурной деятельности, созидания, чтобы меня видели и чтобы я что-то творила. Мне всегда хотелось быть на виду, на сцене.

На фарфоровый завод я пришла из чистого любопытства, но оказалось, что могу применить там свои знания и энергию. Благодаря связям с Комитетом по внешним связям я начала организовывать визиты на завод для иностранных гостей. К нам потянулись короли, премьер-министры, первые леди. Я общалась с сильными мира сего напрямую, рассказывала им о том, что хорошо знаю и искренне люблю, и видела, как зажигаются их глаза. Для меня это было интереснее и давало больше возможностей для самореализации, чем старт с должности атташе. Я чувствовала себя в роли «первой леди» фарфорового завода. Мне хотелось сцены – и я ее получила. Но на этом не хотелось останавливаться, поэтому появилась своя компания – ARTVIA.

Сейчас в ARTVIA у нас уже собственный завод, и это тоже своего рода сцена, где каждый проект – отдельная постановка, где есть либретто, главные герои и интересная сюжетная линия.

Если я не ошибаюсь, вы выпускница Академии телевидения «Кадр» и в ноябре 2018 года в рамках авторской программы «Искусство жить» вы начали ни много ни мало с интервью известного петербургского миллиардера Аркадия Теплицкого, вице-президента холдинга «Адамант», основателя сети ресторанов Maximilian. Вот и тут чувствуется масштаб ваших идей! Что побудило вас попробовать себя в жанре тележурналистики?

Лилиана Фатерина. Опять-таки, душа просила сцены. В детстве я мечтала быть балериной или актрисой, играла в школьном театре. Потом пошла на курсы телеведущих, потому что мне казались важными умение вести себя в кадре, речевые навыки, актерское мастерство. Попробовала себя в этом качестве, вела интервью с интересными собеседниками. Аркадий Теплицкий – наш заказчик, для которого мы создавали необычный сервиз «Алиса в Стране чудес» в стиле его дома, –оказался очень интересным человеком. Он дает советы, которые могут быть полезны многим, и я решила поделиться этим со зрителями. У меня была задумка авторской программы «Искусство жить», и я ее реализовала. Пока это не получило продолжения, потому что я полностью погрузилась в фарфор, но как идея программа мне до сих пор очень нравится.

Лилиана, очень приятно беседовать с человеком, который увлечен и с головой погружен в свой проект, в реализацию своих идей и амбиций и достигает в этом явного успеха. И в такой момент мне всегда хочется спросить собеседника, а что интересует его вне работы, в чем состоят его неделовые интересы?

Лилиана Фатерина. Конечно, это семья. Мой сын, которому 11 лет. Мы много времени проводим вместе, учимся, путешествуем, обсуждаем всё на свете. Меня заряжают путешествия. В них можно почерпнуть новые идеи, получить новые эмоции. Наше любимое направление – Италия, мы ездим туда почти каждый год. Люблю Францию и другие страны. Но особенно ценное и родное – это наши ежегодные путешествия по России, например по городам «Золотого кольца»: именно в них мы по-настоящему соприкасаемся с глубинными ценностями исконного русского достояния, находя в этом мощный источник вдохновения.

И, конечно, ничто не сравнится с нашими петербургскими культурными ценностями, особенно с Эрмитажем. Для меня это не просто музей, а место силы с самого детства. Я могу просто прийти, постоять у любимой картины Леонардо да Винчи, и настроение поднимается. Эта любовь к Эрмитажу передалась и моему сыну. Считаю, что Петербург – самый красивый и лучший город мира. Где бы я ни была, всегда сравниваю его с другими, и убеждаюсь в его неповторимой стройности и элегантности. Вся наша жизнь здесь – светская, театральная, музейная – и дает нам истинное вдохновение.

17.12.2025
Андрей НОВИКОВ — Главный редактор журнала «ЭГОИСТ», Член Союза журналистов России.
Журнал «Эгоист»

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя