В этой статье я хочу поделиться некоторыми вопросами развития темы, начатой в моих публикациях 2019–20 гг., в журнале «Лидер» №№ 49 и 50. А именно — темы субфоссильной древесины дуба (морёного дуба) и создания концептуальной линейки презентационной продукции. По объёму проделанной нами работы, потраченного времени и сил мне трудно это даже сопоставить с чем-нибудь ещё из моей многолетней практики.
Мозаика и калейдоскоп метеоритов времени, казалось бы — совсем-совсем просто. Но, как выяснилось на деле, чисто технически собрать в один объект кусочки различных деревьев разного цвета и возраста минерализации — это далеко ещё не победа. А каким образом сформировать в сознании людей представление о неразрывной цепи исторических эпох, где отдельные фрагменты древесины — это современники исторических событий и полноценные артефакты времени? В конкретных изделиях все части морёного дуба воспринимаются как конструктивные элементы, и зритель видит вначале просто цветовое исполнение того или иного изделия.
Пришлось объяснять смысл и суть происходящего, и, как это ни странно, в первую очередь самим себе. Для этого мы приняли решение сделать собственную художественную экспозицию на базе авторских работ и расширенной коллекции модельно-опытных образцов.
В течение года сделали, экспозиция готова, и снова получили не совсем законченный результат. И вот тогда, как знак высшей степени уважения к уникальности материала, решили выполнить индивидуальную паспортизацию изделий. В нашем паспорте содержится информация об уникальном ископаемом материале, субфоссильной древесине дуба, об экспертной оценке соответствия использованного материала, о концептуальности и коллекционной принадлежности изделия и, безусловно, об индивидуальных особенностях и характеристиках конкретно каждого изделия. И затем мы, уже в полном информационном объёме, предъявили образцы изделий на суд зрителя.
Вначале возникла пауза осмысления. Потом неожиданный для нас эффект полного восторга и всестороннего обсуждения нашего взгляда на материал, то есть того самого смысла радуги эпох и калейдоскопа времени. Телевидение, бизнесмены, представители власти разного уровня, искусствоведы, туристы и просто любознательные люди — гости: «Пожалуйста, расскажите!» «Пожалуйста, покажите!» «А можно ли себе приобрести?» Словом, бесконечный поток людей и событий, в котором директор предприятия зачастую находился в роли экскурсовода.
Все заговорили об исключительной уникальности морёного дуба и о природном богатстве Республики Мордовия. Мы реально осознали себя полноценными участниками возрождения забытого промысла, своего рода преемниками Саранской республиканской конторы[1] по добыче морёного дуба. А это уже совсем иная ноша, отличная от изготовления изделий, и на этом новом для нас пути остро встала необходимость ему соответствовать.
Отсюда родилась серия определённых инициатив, более глубоких и значимых, чем создание линейки презентационной продукции:
- в Научно-исследовательском институте гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия инициировали исторические изыскания о Саранской республиканской конторе по добыче морёного дуба. И уже в сентябре текущего года мы сможем прочитать об этом в научно-публицистическом журнале «Центр и периферия»[2].
- На уровне главы Республики Мордовия инициировали НИОКР[3] опытной партии ископаемой субфоссильной древесины дуба из реки Мокша.
- На уровне министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия инициировали запрос в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) об утверждении изменения 52/2021 ОКПД 2 к общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
- Под эгидой Российской академии наук приняли участие в создании общероссийской библиотеки образцов субфоссильной древесины.
- Совместно с ООО «Дом морёного дуба» анализируем и расширяем теорию и практику, направленную на создание комплексного предприятия по добыче и обработке субфоссильной древесины дуба.
- Приняли решение совместно с ООО «Дом морёного дуба» создать (собрать в единый каталог) объединённую коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных исключительно из субфоссильной древесины дуба. Количественный объём коллекции будет насчитывать более 100 предметов, и позиционироваться она будет как первая и на сегодняшний день пока единственная коллекция в России, а возможно и единственная в мире.
И это далеко не полный перечень позиций дальнейшего развития темы «Дубовая палитра веков». С уверенностью можно сказать, что в начале всех разработок мы никак не предполагали необходимости такой степени погружения. Но в результате доказательно и смело утверждаем, что на сегодня компания «Ростр» стала единственным предприятием в России, промышленно работающим с данным уникальным ископаемым материалом. Мы всесторонне понимаем его природную неординарную сущность и, как следствие, смогли преодолеть барьер крайне низкой технологичности сырья[4].
Отдельно хочу публично высказать слова благодарности в адрес ООО «Дом морёного дуба» за совместно проделанную работу. Благодарю их за понимание неоднозначности предмета труда, за их подсказки определённых технических решений, а главное — за их пассионарность в направлении создания новой отрасли российской промышленности. Такой как добыча и обработка субфоссильной древесины дуба, частью которой мы теперь полноценно являемся.
Николай Алексеевич Козин,
директор ООО «Ростр», Саранск
статья подготовлена специально для журнала «Лидер»
www.ростр.рф
16 ноября — День отечественной продукции!
Присоединяясь к инициативе МАПП «ПОКУПАЙ РОССИЙСКОЕ», вы поддержите российского производителя!
[1] Саранская республиканская контора закрыта в 1952 году, т. к. процесс добычи и обработки морёного дуба был признан нерентабельным.
[2] Журнал основан в 2003 г. по решению учёного совета НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия как научно-публицистический альманах.
[3] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
[4] При добыче древесины морёного дуба в 1947 г. выход пригодного для последующей обработки материала составлял 27–28 %. ООО «Ростр» за счёт технических решений (3 патента на изобретение и полезную модель) довела выход до 68–70 %!