А вдруг и вправду была Россия

0
1686

«Но если вправду была Россия
В пшенице, во ржи и в овсе,
Ведь тогда ж мы семья, мы — родные —
Родные — ты слышишь ли — все!»
Георгий Гранин

«И мы не погибнем — верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасётся, — знайте!
И близко её воскресенье»
Зинаида Гиппиус

В 2018 году ассоциация МАПП организовала Съезд российских производителей бизнес-сувенирной и подарочной продукции. Как мы и предполагали, мы получили достаточное количество весьма едких комментариев, в основном по поводу слова «съезд». (Статью о родном языке и комментаторах читай в журнале «Лидер»). И, конечно, мы могли бы избежать их, назвав мероприятие, например, «конгрессом» или «саммитом». Однако мы решили, что коли производители российские, то и слово должно быть из русского языка. А от старых стереотипов пора бы уже избавляться… К сожалению, второго съезда — из-за ковидной пандемии и ограничений — мы провести пока не смогли, хотя в контексте сарказма комментаторов (как назвал его Оскар Уайльд: «Сарказм — низшая форма остроумия») могу констатировать, что между первым и вторым съездами РСДРП прошло тоже 5 лет.

Тогда, открывая Съезд, я говорил:
«Благосостояние страны, высокий уровень жизни могут быть обеспечены исключительно путём развития отечественного производства. Ни одна из развитых стран мира не миновала этого этапа в своём развитии, несмотря на то что многие из них сегодня уже живут в так называемом постиндустриальном пространстве. Как человек, получивший историческое образование, могу заверить вас, что это утверждение является расхожим фактом, а не гипотезой или личным мнением. Поэтому и России для обеспечения достойной жизни своему народу, я имею в виду ВСЕМУ народу, необходимо сосредоточить свои усилия на развитии производств и диверсификации экономики. Чем дольше страна будет откладывать эти усилия, тем дольше её народ будет прозябать в бедности. Нам всем, я думаю, хорошо известно, что в бедности, как и в богатстве, ничего хорошего нет. Только развитие производств стабилизирует экономику, приведёт экономические процессы в их нормальный, не извращённый вид, а также окажет благотворное воздействие как на психологию россиян, так и на их материальное благополучие».

И сегодня у России появился шанс на развитие отечественного производства. Видимо, Россия, и вправду Богом хранимая страна. Как от чужих — ведь санкции ударили больше по тем, кто их объявлял, а не по России. Так и от своих — лишив правительство возможности выбирать путь развития экономики и подталкивая их к правильному производственному пути. В отличие от мнений российских чиновников, я считаю, что на первых порах экспорт не требуется (кроме того, что уже с успехом экспортируется), обеспечить бы себя отечественным продуктом. А когда внутренний рынок будет наполнен, то появятся предпосылки и для экспорта: производственный опыт, технологии, капитал и конкурентоспособные цены.

Сегодня Россия производит всего 50 % продукции сама. Каждый процент импортозамещённой продукции создаст тысячи новых рабочих мест, повысит покупательную способность граждан, даст возможность финансировать необходимую сферу обслуживания. Кстати, о сфере обслуживания. Современные «постиндустриальные» экономики имеют в своём составе долю сферы обслуживания в 60–70 %. И всё было хорошо, пока были деньги и не было глобального кризиса. Ведь выхода из него экономисты не видят, потому что всё, чему их учили, не подходит под эту ситуацию. Впервые в истории человечества нужно спасать от кризиса стоматологов и парикмахеров. А это невозможно, ибо классическими выходами из кризиса всегда были девальвация валюты для стимулирования экспорта и очищение рынка от слабых производственных конкурентов. Но стоматологи и парикмахеры не могут работать на экспорт, не могут автоматизировать свои производственные процессы, им совершенно наплевать на стоимость получаемых ими денег в другой валюте (если, конечно, любовницы не живут в других странах), и уйти им некуда, ведь не оставишь же народ лохматым и с дырками в зубах, как Робинзон Крузо. Их, получается, невозможно вытянуть из кризиса. При этом рыночные спекуляции только растут, что заставляет государства печатать новые деньги, не обеспеченные продуктом, что приводит к возрастающей инфляции и, опять же, к новым виткам кризиса (читай статью «Инфляция: за пригоршню долларов» в том журнале в рубрике «Среда обитания»). А виноваты в этом жадность и отчасти слишком жёсткая конкуренция. Стимуляция потребления в западных странах привела после Второй мировой войны к тому, что страны стали производить гораздо больше товара, чем этого требовал рынок. Такая перегретая экономика привела предпринимателей к мысли о сокращении расходов, и они стали перемещать производства в дешёвые зоны. В результате чего возник новый кризис, уже не перепроизводства (ибо нельзя называть в частной экономической модели производством то, что произведено где-то в другой экономике), а «товарной перезатаренности». Обратите внимание, что единственная страна в мире, которая показывает уверенный рост экономики — это Китай. Хотя и у них этот рост за счёт экспортной направленности стал меньше, но всё равно они показывают цифры, которые уже многие годы и не снились западным экономикам. И всё это потому, что в Китае структура экономики такова: 55 % — производство, ещё 10 % — сельское хозяйство, и лишь остальное — сфера обслуживания.

Мне, честно говоря, смешно читать и слушать возражения наподобие: что это за российское производство, если все станки и материалы сделаны заграницей. Во-первых, это не российская проблема, а в глобальной экономической системе ВСЯ продукция является произведённой из иностранных частей на их же оборудовании. Именно для этого в Киото собрались чиновники и обсудили вопрос о том, что можно считать отечественной продукцией. И создали Международную конвенцию, в которой описали критерии определения происхождения товаров. Например, мы все знаем больших производителей лекарств. На их коробках с лекарствами написано: «Сделано в США» или «Сделано в Германии». Однако это значит, что собраны и упакованы они в этих странах, а все молекулы для лекарств производятся в Китае. (Именно поэтому войны с Китаем никогда не будет, просто потому что если китайцы перестанут поставлять сырье для лекарств, то и воевать будет не с кем…)

Я уже неоднократно писал об этом, но, если не верите мне, почитайте Роберта Райха, который пишет: «Когда американец, например, покупает у фирмы «Дженерал моторс» Понтиак «Le Mans», он, сам того не подозревая, заключает международную сделку. Из 10 тыс. долл., выплаченных им «Дженерал моторс», около 3 тыс. долл. идёт в Южную Корею в качестве оплаты за затраченный труд и сборочные операции, 1750 долл. — Японии за отдельные агрегаты (двигатель, ведущий мост, электроника), 750 долл. — Западной Германии за разработку внешнего вида и изготовление чертежей, 400 долл. — Тайваню, Сингапуру и Японии за отдельные второстепенные детали, 250 долл. — Великобритании за услуги по рекламе и маркетингу, а около 50 долл. — Ирландии и Барбадосу за обработку данных. Остальную сумму, составляющую менее 4 тыс. долл., получают разработчики стратегии в Детройте, адвокаты и банкиры в Нью-Йорке, лоббисты в Вашингтоне, работники страховых служб и сферы здравоохранения по всей стране, а также акционеры «Дженерал моторс». Большинство из них проживает в Соединённых Штатах, однако при этом все чаще и чаще держателями акций этой компании оказываются жители иностранных государств».

А во-вторых, оборудование и технологии — это основные фонды, которые никак не влияют на прибыль от производственной деятельности. А влияет на инвестиции, которые в России были и остаются самой большой проблемой производственного предпринимательства. И до тех пор, пока ключевая ставка ЦБ России будет оставаться высокой, это будет тормозить российское производство. А ставка связана и зависит от инфляции, которую в России, как ни странно, подогревает не печатание денег (как в Америке и на Западе), а рост стоимости коммунальных платежей. Поэтому, если правительство перекроет жажду коммунальщиков, то и инфляция станет ниже, и процент по ключевой ставке. Хотя надо сказать, что правительство (я так полагаю, по предложению президента) приняло решение выдавать с осени кредиты малым и средним предприятиям под 4 %, что тоже (если осуществится) повлияет на обе ключевые цифры, о которых идёт речь. Но самое главное: такие кредиты стимулируют развитие производства, и я бы, на месте правительства, внёс дополнение, что такие ставки по кредитам получат лишь ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, а не спекулянты, перепродающие здесь китайский товар.

А что же влияет?
Влияет то, когда из алюминиевых трубок и латунных болванок вдруг получаются шариковые ручки. Когда из одной категории товаров при помощи труда получается другая категория товара. Вот это и есть чудо производства. В производстве важны сам факт производства и та добавленная стоимость, которая возникает из него, не оказывающая влияние на инфляцию, так как подкреплена произведённым продуктом. Читайте «Капитал» Маркса, лучше него на эту тему не сказал никто. Маркса не любят на западе за его унылую теорию о пролетариате как движущей силе… Я тоже считаю, что здесь он был неправ. Не может человек, продающий свою рабочую силу за деньги, стать сознательным тружеником. Вот малый предприниматель — он с самого начала сознательный, его ведь никто не заставляет утром вставать с постели и идти на работу. Тем не менее, он идёт. При социализме за два-три поколения из него вырос бы осознанный строитель новой жизни. Да ещё, пожалуй, за то, что Маркс называл капитализм загнивающим. И правильно делал! И воняет он теперь на весь мир, так что тошно дышать…

На съезде я вспомнил одного русского персонажа, жившего во времена первого подъёма российской экономики на рубеже XIX–XX веков. Вот что я сказал о нём:
В конце XIX столетия в России жил журналист и общественный деятель Абрамов, высказывавший идеи, которые получили общее название «Теории малых дел». В те годы общественно-политическая ситуации в России сильно напоминала то, что происходит у нас сегодня: недавняя смена экономической формации, вступление страны в капитализм, первичное накопление капитала и связанные с этим проблемы и т. п. Но самое главное сходство консервативность элит и экономическая пассивность масс. В таких условиях чрезвычайно важными становятся пусть мелкие, но в правильном направлении прилагаемые усилия. Не нужно гигантской поступи и глобальных планов, просто каждый делает лишь то, что в его силах, но делает постоянно и правильно. Наш великий соотечественник Л. Н. Толстой выразил это такими словами: «Делай своё дело жизни… и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни».

С наилучшими пожеланиями Лео Костылев


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя