Николай Козин: «Своё имя мы несём ответственно»

0
3550

Биографическая справка: Николай Козин — основатель и председатель совета директоров группы компаний «Ростр». 
Образование: высшее, физик. 
Дополнительное образование: фонд «Кадры реформы», МВА (школа бизнеса Корнельского университета, США, штат Нью-Йорк). 
Компания «Ростр» прошла путь от научно-производственного центра со штатом в 7 человек до группы компаний, работающих в инновационном секторе производства, имеет 41 действующий патент на изобретения, ПО и ПМ.

Компания «РОСТР» — лауреат V Премии «Держава мастеров — 2018» в двух категориях: «Персонально. Особо. Важно», «Спортивный сувенир»

«Ростр» был создан в 1990 году как научно-производственное предприятие. Основные и успешные направления компании сегодня — это уникальная сувенирная и подарочная продукция, патентование, внедрение авторских разработок и научно-технических изделий.

Директор предприятия — Николай Козин — работает в «Ростре» с самого его основания. К слову, такое название было выбрано неслучайно, в переводе с латыни «rostrum» — «носовая, таранная часть корабля» — символ лидерства, авангарда и движения. И, как подчеркнул Николай, деятельность предприятия полностью соответствует этим определениям, ведь за плечами компании немало изобретений и важных социальных проектов.

— Николай, производственная линейка «Ростра» впечатляет! Поделитесь, пожалуйста, цифрами!

— С удовольствием. Линейка продукции включает в себя порядка 4000 товарных единиц: от дорогих VIP-подарков до промосувениров. Главное и самое масштабное направление — производство сувенирной и подарочной продукции с применением нестандартных технических решений. Мы известны далеко за пределами родной Мордовии, наши изделия можно увидеть чуть ли не в каждом регионе России.

— Расскажите о себе, с чего всё начиналось?

— Когда учился в университете, точно знал, что пойду на завод и буду работать инженером-конструктором, потом главным инженером, затем стану директором. Так и вышло. Дослужился до инженера первой категории, стал начальником производства… Женился, однако молодой семье нужна была своя жилплощадь, и поехал строить МЖК[1]. В Саранске, в 1986-м, я возглавил это молодёжное движение. В этом процессе участвовала самая активная молодёжь, «сливки» молодых инженеров и рабочих крупных предприятий, таким способом построили четыре дома (280 квартир), и именно тогда мы стали заниматься бизнесом. Ну как — бизнесом?! Оказывали услуги (смеётся).  Я — физик, меня всегда тянуло в эту сферу, поэтому в 90-м году мы и создали «Ростр», а первое, что стали выпускать: у-па-ков-ку! И потихонечку компания стала расти. Сегодня компания заняла свою нишу на рынке. Нас знают, своё имя мы несём ответственно.

— Много ли сотрудников работает в «Ростре» с момента основания компании, и как обстоит ситуация с кадрами на предприятии сейчас?

— Безусловно, есть сотрудники, которые работают со мной с самого основания компании. Вот, и на пенсию скоро буду людей провожать. Текучки у нас практически нет, а сейчас на предприятии вторая смена растёт.

В годы дикого капитализма выживали, тогда, думаю, человек 25-30 всего было на предприятии, а вот в начале двухтысячных уже пришлось людей набирать. Очень много студентов было, второй-третий курс. Сейчас эти бывшие студенты занимают на предприятии все главные позиции: менеджеры, заместители директоров, директора предприятий, руководители направлений. Они выросли вместе с «Ростром».

В общем и целом в компании работают 96 человек, производственные площади составляют 3600 м². Высококвалифицированные кадры позволяют постоянно внедрять и выпускать инновационную продукцию, находить нестандартные технические решения. На сегодняшний день у нас более 40 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Мы делаем всё, чтобы нашим сотрудникам было комфортно работать на предприятии, и для этого в 2008 году построили новый офис, в 2014 — ввели производственный корпус на 1100 м², у нас есть комплекс с искусственным покрытием для игры в мини-футбол, бадминтонный зал.

— Николай, «кулибины» вашего предприятия идут в ногу со временем?

— Конечно, для нас важно быть в курсе последних разработок в сфере нашего бизнеса! При изготовлении сувенирной и подарочной продукции сотрудники «РОСТРа» используют как классические, так и современные технологии: лазерную и механическую гравировку, термоперенос изображения, шелкографию, тиснение, тампопечать, 3D-моделирование. Есть производства, которые, так сказать, технологически нестабильны — гальванопластика, флокирование. В этих направлениях работы мы добились хороших результатов, плюс мы имеем небольшой цех деревообработки и даже швейный участок. Только дизайнеров у нас — восемь человек, все высококвалифицированные специалисты.

За счёт диверсификации и выживаем: когда-то востребована упаковка, когда-то — дорогие сувениры, персонифицированные подарки, когда-то идёт промо. Всё зависит от того, в какое время и с кем мы сумели договориться. Основное из направлений — персонифицированные подарки для регионов России.

— Ваша компания участвует в тендерах?

— Да, мы участвуем в профильных тендерах, с 76 регионами работаем! Нас знают, качество уважают. Более того, мы каждый год стараемся менять линейку сувениров, а когда выполняем тот или иной тендер, помимо основного заказа отправляем и что-то новенькое, что будем делать на следующий год. И, естественно, когда люди видят такой подход и продукцию, им становится интересно с нами работать.

— В вопросе конкуренции между отечественными производителями и специалистами из Поднебесной есть ли у вас преимущества?

— Я вам честно скажу, ещё в 2010 году сели и посчитали: почём сделает партию наших новогодних зелёных ёлочек из флока Китай, и какие деньги вкладываем мы в производство. И получилось, что у нас дешевле на сто тысяч! Этого товара мы продаём много и в пиковые годы выдавали по 70 тысяч штук.

Ещё пример приведу: «мелочёвка» из полистоуна. Китай делает товара от 5000 штук только одного наименования, а заказчику требуется, например, десять разных видов. Срок изготовления и доставки продукции — 60-70 дней, плюс предоплата. А что мы предлагаем? Мы предлагаем продукцию в ассортименте в количестве 5000 штук, срок изготовления — 30 дней, и это при конкурентоспособных ценах. Заказчику такой подход очень нравится!

Мы готовы к большим заказам. На предприятии работают почти сто человек, а производство загружено работой — только вдумайтесь — максимум на 40 %. На 40 %! Нам нужны поток и загрузка.

Мы постоянно придумываем что-то новое. Но из 10 позиций одна-две идут, остальные на полку кладём. Но ничего не пропадает даром, со временем всему находим применение.

— Николай, мы знаем, как ответственно «Ростр» готовился к Чемпионату Мира по футболу 2018 года, матчи которого проходили и в Саранске. Ваша компания адаптировала таких персонажей, как Куйгорож[2] и Лисёнок, к важному спортивному мероприятию — довольны результатами?

— Скажу так: к Чемпионату Мира мы ничего не заказывали из Китая, делали всё сами. Но, признаюсь, мне было очень больно и обидно увидеть на прилавках спортивные сувениры с логотипом исключительно китайского производства. Очень жалко, ведь деньги из страны ушли! Хотя нам самим делать выгоднее, я вам говорю!

Вот когда была Олимпиада в Сочи, я уже тогда вопрос по китайской сувенирке поднимал, писал и в российское правительство письма, и в Минспорт. Говорил: давайте сами всё выпускать, в России! Скоро Чемпионат Мира по футболу, и у нас есть кому работать, просто дайте нам возможность! Зачем вы в Китай всё это отправляете?

— Нашли отклик?

— Не нашёл понимания — никакого! Хотя очень активно лоббировал этот вопрос…

— Николай, в чём секрет долголетия «РОСТРа»?

— Деньги, конечно, важный фактор в бизнесе, но не главный! Если хорошо поработать, душу вложить, то и деньги придут. Стараюсь прививать и своим сотрудникам это понимание, и мне удаётся. Тот костяк, который на предприятии сейчас, полностью отдаёт себя работе. Когда вижу такое отношение, то и у меня на душе хорошо.

— Один из проектов компании «Ростр» — «Современный музей копий памятников и скульптурных композиций города Саранска». Расскажите о нём подробнее!

— Мы очень старались и долго шли к реализации этого социального проекта. С помощью технологий сканирования, 3D-моделирования и прототипирования специалисты «Ростр» изготовили масштабированные копии самых известных скульптур и памятников столицы Мордовии в масштабе 1:10. Всего на сегодняшний день — 31 позиция. Все копии выставлены у нас в офисе, в специально оформленном помещении. Активно интересуются музеем и школьники, и туристы.

— Скажите, пожалуйста, реализация проекта-музея — дорогое удовольствие?

— Всё относительно. Что такое 5 миллионов на музей? За эту сумму три десятка копий памятников в любом городе мы сделаем — вот и примерный ориентир. Красивая выставочная площадка и ещё одна готовая туристическая достопримечательность. К тому же, это ещё и отличные подарки.

Но не это главная цель проекта, ведь местная молодёжь некоторые памятники совсем не видела! Те, кто в центре живут, знают только здешние скульптуры, а что в районах стоит, в глаза не видели. И даже если из 20 человек двое заинтересуются, поедут и посмотрят на настоящие памятники, которые есть в городе, цель проекта будет достигнута!

— Как руководитель успешного предприятия, о чём сейчас мечтаете?

— Однозначно, хотелось бы, чтобы государство повернулось лицом к малому и среднему бизнесу, чтобы иметь своё дело было престижно, чтобы молодёжь хотела стать предпринимателями, и чтобы хотя бы изредка нам говорили: «Парни, спасибо вам, что сами работаете и рабочие места создаёте…»

Николай Козин: «Своё имя мы несём ответственно».pdf // журнал «Професссинал РСБ». – 2019.- №75 (март)

Компания «Ростр»
Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 105-а
sheff2010@yandex.ru
www.newrostr.ru

15 ноября — День отечественной продукции!

Присоединяясь к инициативе МАПП «ПОКУПАЙ РОССИЙСКОЕ», вы поддержите российского производителя!

[1] Молодёжный жилой комплекс (МЖК) — социальное движение, существовавшее в СССР в 1971–1991 годах (пик активности пришёлся на 1984–1991 годы). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Фактически — широкомасштабный социально-экономический эксперимент, новая социальная технология.

[2] Куйгорож (мокш. Куйгорож) — фантастическое существо в мордовской мифологии, приносящее в дом сокровища, помогает тем, кто работает!


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя