Лео Костылев, МАПП: Производственник – человек достаточно сумасшедший

0
2833
Об особенностях премии «Держава мастеров – 2017», новинках среди бизнес-подарков и о том, почему развивать производство в России сегодня перспективнее, чем в Финляндии.

Беседовал Александр Полунин, редактор группы порталов «Сегмент.ру»

Фотоматериал портала Сувенир.Сегмент.ру о Неделе «Сувенирной и презентационной продукции»

В этом году премия для российских производителей бизнес-сувениров «Держава мастеров» проводится уже в четвертый раз. Пока что в списке соискателей этого года числится около сотни изделий. Организаторы решили пойти навстречу номинантам и продлили срок приема заявок. У желающих представить на суд экспертного совета бизнес-сувениры, не менее половины конечной стоимости которых имеет российское происхождение, еще есть время до начала августа. Об этом и многом другом порталу «Сувенир.Сегмент.ру» рассказал в ходе прошедшей в Петербурге тематической недели сувенирной продукции президент МАПП и владелец фабрики пишущих инструментов «Салiасъ» Лео Костылев.

– Лео, премия «Держава мастеров» проводится уже в четвертый раз, в чем особенности этого года?

– С каждым годом мы наблюдаем неизменное развитие промышленного потенциала участников. Если говорить о первой премии, то 80% изделий были более-менее традиционными – полиграфическими. Безусловно, изделия, дизайн и какие-то разработки были новыми, но сама полиграфическая идея – она достаточно давняя, традиционная и наработанная.

С четвертой премией мы видим, что появляются какие-то интересные производственные проекты, которых раньше не было. Меня просто заворожил проект московской компании «Вики Восток», которая в сотрудничестве с Tetra Pak делает ручки и упаковку для них из побывавших в употреблении молочных пакетов. Мне кажется, такой проект – настолько зрелая производственная идея, что четыре года назад ее появления в нашем сегменте рынка сложно было ожидать.

Например, победителем первой премии стало социальное изделие от Алексея Травина – ручка, изготовленная из отходов типографского производства руками людей с ограниченными возможностями. Как изделие эта ручка была не очень высокого технологического и технического уровня. Но зато в ней был огромный социальный потенциал: те люди, которые не имели возможности зарабатывать деньги, получили такой шанс через этот проект. Естественно, мы не могли такое изделие не отметить и не наградить.

Затем два года побеждали предметы, которые были больше изделиями творческими и дизайнерскими. Так, в прошлом году у нас победил музей «Фабрика ёлочных игрушек в Сокольниках» с набором шаров, поразившим экспертов именно талантом художника. Сам по себе елочный шар не нес никакого производственного новаторства.

– Почему в «Державе мастеров» уделяется такое значительное внимание именно производству?

– Когда мы создавали нашу премию, мы думали, прежде всего, о возрождении духа производственного предпринимательства в России, который исчез за последние сто лет. Людей отучали от того, что человек может сам что-то производить, проявлять какую-то инициативу. И это плохо.

Ведь производственник – это человек достаточно сумасшедший. Если у тебя нет денег, то ты не сможешь ничего производить. А если у тебя деньги есть, ты всегда найдешь им лучшее применение, чем производство. Тот, кто решается на производственное предпринимательство – он герой, ему сразу же нужно давать какую-то медаль, как-то поощрять.

Мне кажется, что производство – важнейшая составляющая экономики любой страны. Только в производстве происходит процесс возникновения новых денег. Ведь когда мы с вами покупаем что-то у кого-то, мы те же самые деньги крутим по кругу. Когда же мы к каким-то материалам прикладываем усилия, и эти усилия превращаются в прибавочную стоимость, мы производим новые деньги. Поэтому чем больше будет производства, не обязательно сувенирного, тем лучше живет вся страна, не какие-то конкретные личности, а все люди. Вот для этого и нужны такие премии.

– Как именно вы оцениваете бизнес-сувенир? Рассчитывается ли доля производственной и творческой составляющих?

Мы не считаем креативную составляющую, нам хватает подсчетов того, сделано ли это изделие в России. Для нас отечественное происхождение изделия – самый важный критерий.

Современный мир таков, что ни одно изделие не производится от начала и до конца в одном месте. Даже про хлеб нельзя сказать, что он сделан полностью в Петербурге. Мука – из одного региона, масло – из другого, яйца – из третьего. Чем сложнее изделие, тем больше в нем составляющих, которые производятся в разных странах мира.

– Изучение происхождения этих компонентов входит в функции экспертного совета премии?

– Да, мы обязательно изучаем этот момент. Для этого используем международную систему, по которой определяется страна происхождения. Ведь это интересует не только таких сумасшедших, как мы, которые занимаются подобными делами. Например, таможенникам очень важно определить, где произведено изделие, чтобы рассчитать пошлины. Основной принцип – если больше 50% стоимости создано в какой-то стране, то изделие считается произведенным в этой стране. Мы используем ту же систему.
Кстати, в этой связи на первой премии разгорелся большой спор, когда победителем одной из номинаций была признана кружка китайского производства с российским подглазурным нанесением, дизайном и упаковкой. Несмотря на то, что субстратом для всей этой конструкции выступила кружка из Китая, например, за 13 центов, мы посчитали само промоизделие российским, так как конечная себестоимость этого предмета, скажем, 3 доллара – гораздо выше начальной цены кусочка фарфора. Поскольку такие споры иногда возникают, мы очень трепетно относимся к определению страны происхождения изделия.

– Как изменилось количество участников по сравнению с предыдущими годами?

– В этом году участников пока что меньше. Из-за тематической недели мы ограничили срок приема заявок началом июня, и многие просто не успели предоставить свои изделия. Поэтому мы вынуждены объявить второй этап, который продлится до 7 августа. И уже в сентябре мы подведем итоги «Державы мастеров – 2017».

– Каковы дальнейшие этапы «Державы мастеров – 2017»?

– Экспертный совет вновь соберется и вынесет окончательные оценки на выставке IPSA в сентябре. Дальше, как всегда это у нас происходит, будет награждение.Скорее всего, это будет приурочено к какой-то выставке. Этот вопрос пока еще не решен.

– Интернет-голосование будет проводиться в этом году?

– Да, конечно, обязательно. Сейчас на сайте ассоциации висит форма для голосования по соискателям премии 2016 года. Итоги будут озвучены директором выставки «РИДО» и членом экспертного совета премии Натальей Юдниковой.

– Премия «Держава мастеров» пользуется какой-либо господдержкой?

– Нет, господдержки никакой нет. Наверное, от части это моя вина, а не государства. Даже в Библии сказано, стучите и вам откроют. Мы вот не стучимся. Я уверен, что нашу премию поддержали бы власти, но почему-то мы все никак не можем дойти до государства. По-видимому, мы настолько привыкли обходиться своими силами, что пока просто руки не доходят.

Лео, Вы не только организатор премии, но и владелец производственной компании, которая действует в двух странах: России и Финляндии. Если сравнивать условия работы, в чем плюсы и минусы? Наверняка, они тоже есть.

– Сейчас первоочередным фактором всех экономик, и российской, и финской является то, что все страны находятся в состоянии некой экономической стагнации: рост нулевой или исчисляется в десятых долях процента. Для Финляндии это стало очередным поводом для оттока промышленного производства. Финляндия превращается в страну, которая собирается жить за счет своих услуг – чистого воздуха, синего неба, яркого солнца, незагрязненных лесов и озер. Это можно продавать. Например, тем же китайцам, которые едут в Финляндию смотреть на солнце.

– Где сейчас предпочтительнее начинать производство: в России или в Финляндии?

– Сегодня в Финляндии никто производство не начинает из-за стагнации экономики. Свою роль играет и специфика, о которой мало кто знает. Например, в Финляндии очень сильные профсоюзы. Это приводит к тому, что в стране высокие зарплаты и очень жесткие условия приема и увольнения сотрудников. Такие условия не мотивируют предпринимателя на набор персонала, а производство, к тому же, обладает дополнительными рисками.

Безусловно, в стране есть рынок сбыта за счет определенной покупательной способности населения, но вот как-то это не подвигает на запуск производства. Сейчас можно купить любой товар, который только можно себе представить. Произведен он будет, скорее всего, в Китае. Поэтому в Финляндии нет смысла заводить собственное производство этого товара на местном рынке.

Россия в этом отношении очень сильно отличается. Если Финляндия – это типичная посткапиталистическая страна с какими-то элементами социализма, то Россия, мне кажется, еще не встала на какой-то определенный путь. Она еще находится в таком состоянии, когда экономическая политика может быть изменена достаточно быстро и, самое главное, может быть подработана под какие-то конкретные современные условия. Что не обязательно делается, но возможность этого существует.


Программа тематической недели «Сувенирная и презентационная продукция»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя