В 2014 году, уже после объявления курса на импортозамещение, у Правительства РФ появилась ещё одна инициатива — развитие и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса (далее МСП). Идея была закреплена в концептуальном документе — Распоряжении правительства — после чего по всей стране стали образовываться центры поддержки малого предпринимательства, а в Москве возникло новое учреждение, взявшее на себя функции регулирования и контроля.
Причин такой необычной активности властей, как и у всех больших явлений, много, но в основе их всех лежит факт: динамично развиваются те экономики, в которых доля МСП в валовом продукте страны не меньше 55 процентов. Доля российских малых и средних предприятий на 2014 год составляла 25 %, а для того, чтобы благосостояние ощущали ВСЕ жители страны, необходимо, чтобы доля была не меньше шестидесяти процентов, а хорошо бы иметь и все семьдесят.
Итак, у нас есть факт: доля МСП слишком мала. Что же предпринимают правители? Они создают на основе этого факта идею: надо развивать и поддерживать МСП. А на основе идеи создают концепцию, которая становится катафалком факта. Факт, являющийся реальностью, не нуждается в окукливании его идеями и концепциями, которые занимаются поиском ответов и решений. Сам факт и есть ответ и решение, возникшее как следствие породивших его причин. От того, кто решил изменить фактическое положение, требуется лишь внимательное наблюдение и тщательное изучение. Но не с позиций прошлого экономического знания с привлечением различных академиков и докторов экономики, а с чистого листа, без использования накопленного опыта, который в этом случае будет лишь помехой. Тогда и действия, предпринятые в связи с наличием этого факта, будут исходить из сути него самого.
Пожалуй, единственной однозначно положительной чертой рыночной экономики является её саморегулируемость. Это значит, что, наблюдая за фактом слишком скромного участия МСП в обороте страны, а также тенденции к снижению этой доли, власти должны осознавать, что именно их экономическая политика является причиной этого. Поэтому, собственно, и способы исправления ситуации лежат на поверхности: если какие-то их меры приводят к снижению количества МСП, то отмена этих мер или меры обратного свойства будут приводить к обратному же результату, то есть к росту.
Одной из характеристик рыночной системы ведения хозяйства является спонтанность, то есть, хаотичность, в противоположность экономике плановой, социалистической. В основе этой хаотичности лежит свобода предпринимательства. Самым свободным, а значит и наиболее спонтанным, сектором рыночной экономики является как раз малый бизнес. А мы наблюдаем, как правительство России пытается регулировать сектор экономики, основной чертой которого является высокая мобильность и непредсказуемость. И которому всякое регулирование противопоказано. Мало того, Распоряжение предполагает также жёсткое планирование. Что уже вообще противоречит разуму.
Получается опять, что создание государственной структуры для целей поддержки и развития МСП — это очередная синекура с шикарными кабинетами, служебными автомобилями и большими чиновничьими зарплатами. Учреждение является шагом в строго противоположном направлении от развития. Да и само издание Распоряжения на эту тему является чистейшей маниловщиной. Приказывать расти малому бизнесу всё равно, что приказывать расти грибам в лесу!
Если у государства имеются деньги на развитие и желание поддерживать МСП, то вкладывать их нужно не в открытие и инвестирование новых предприятий, а в организацию СПРОСА. Удивительно, ведь каждый находящийся сегодня у власти в России обязательно учился в Советском Союзе, а значит, вне зависимости от полученной профессии, сдавал политэкономию. А там чёрным по белому написано: «спрос рождает предложение». Хочешь развивать предложение — стимулируй спрос.
Вторым, как мне кажется, большим шагом на пути развития МСП могло бы стать возрождение духа предпринимательства, старательно уничтоженное за время коммунистического правления. Иногда создаётся впечатление, что для чиновников российский предприниматель — и по сей день фигура в лучшем случае неоднозначная. Да и сами российские предприниматели сильно отличаются по своему менталитету от европейских и американских коллег. ТАМ предприниматель стремится к максимальной самостоятельности. В России самостоятельность как функция свободы не является не только целью, но скорее даже рассматривается как помеха. Ибо самостоятельность, по большому счёту, требует ответственности, а это тоже не приветствуется в российской предпринимательской среде. Это не означает, что в стране вообще не существует самостоятельных, инициативных предпринимателей. Они безусловно должны быть и есть, но их количество явно недостаточно. Государственные инвестиции в программы создания позитивного имиджа малого предпринимателя, уверен, смогли бы стимулировать как рост количества малых предприятий в стране, так и рост осознанности самих предпринимателей.
Пока же мы наблюдаем не слишком весёлую картину: темпы роста ВВП снижаются, Россия уже упала во вторую десятку экономик мира, количество малых и средних предприятий сокращается вместе с сокращением их доли в валовом продукте. Центры импортозамещения закрываются как «выполнившие свою функцию», похожая тенденция наблюдается и с Центрами поддержки малого предпринимательства.
Легко понять, почему российская экономика уступает таким странам, как США, Китай или даже Индия. Почему Россия, бурно празднующая ежегодно 9-го мая Победу, сильно уступает экономикам Японии и Германии — уже сложнее. И совсем неясно, как можно уступать таким странам, как Великобритания, Франция и Италия, ресурсы которых — человеческие, территориальные, природные — гораздо скуднее российских. Конечно, можно обвинять правительство, организованную преступность, коррупцию и сложные погодные условия, но разве в Италии нет коррупции и мафии? Или правительства Франции и Великобритании действуют более эффективно? Или природа, особенно в последние годы, более благосклонна к жителям этих стран? Россию также часто обвиняют в несменяемости власти, но как часто меняется власть, например, в Германии? Бабулька Меркель уже практически не может стоять и скоро станет таким же анекдотом, как Брежнев в СССР или Кекконен в Финляндии, но бразды держит в руках крепко! Во Франции и Великобритании власть меняется часто, а в Германии и Китае редко, но, несмотря на это, экономики этих стран не теряют своей эффективности, и уровень жизни от этого не снижается.
Так почему же это происходит в России?
Не кроется ли причина в отсутствии грамотного образования и, как следствие этого, в слабых профессиональных навыках работников на всех уровнях хозяйственной деятельности? Что не препятствует развитию экономики в полной мере, но мешает ей развиваться эффективно. А недостаточное внимание к развитию мыслительного аппарата у детей в течение нескольких поколений, в свою очередь, способствует затруднению осознания элементарных экономических закономерностей.
Первая пятилетка развития и поддержки малого и среднего предпринимательства подошла к концу с неутешительными итогами. Каковы же дальнейшие перспективы?
Сегодня все медийные источники полны саркастических или, в лучшем случае, наполненных лёгкой иронией высказываний о смене премьер-министра в духе того, что от перемены мало что изменится. Полагаю, что такая точка зрения выгодна прежде всего тем, кто эту перемену осуществил, и наверняка именно ими всячески стимулируется.
Ведь главной задачей властей является сохранения в стране спокойствия. А оно покоится на ощущении стабильности, которую народ, в самом широком понимании этого слова, высоко ценит, и которая легко имитируется отсутствием перемен. На самом же деле приход именно этого человека на должность Премьера имеет огромное значение для дальнейшего развития России.
Подумайте, ведь все сколько-нибудь значительные решения и законы российского правительства, касающиеся развития предпринимательства и облегчения деловой активности, ВСЕГДА безотлагательно и недвусмысленно нивелировались действиями именно налоговой службы. Причём не принятием новых, так сказать, контр-законов, а с помощью рекомендательных писем, не имеющих силы закона, но на практике обязательных к выполнению закреплёнными в них карательными санкциями.
По сути, можно с полной ответственностью заявить, что в основе недостаточного развития российской экономики, слабого её роста и постоянно снижающейся деловой активности граждан лежат действия именно налоговой службы. И вот теперь её руководитель становится главой исполнительной власти России. Разве это не означает, что именно ЕГО стратегии и методы работы в наибольшей степени отвечают задачам тех, кто его туда поставил?
А это значит, что в российской экономике продолжится наступление государственного сектора вплоть до полного уничтожения сектора частного. В этот контекст вполне вписывается замеченное ещё в прошлом году сворачивание программ импортозамещения и поддержки МСП. Россия становится страной государственно-монополистического капитализма, отличающейся от СССР лишь значительно меньшей степенью ответственностью государства по отношению к своим гражданам. Как помним, в СССР было бесплатное жильё (квартиры давали, а не ПРОдавали), тотально бесплатное образование и медицинское обслуживание. О качестве последних можно долго спорить, однако они слабо зависели от роли государства, в основном же от нас самих — граждан страны (мы плохо учились, потому что нас плохо учили те, кто сам учился мало и плохо, потому что тех, кто мог учить лучше, выдворили из страны или расстреляли ещё до начала Второй мировой).
В новых условиях чиновники за огромные зарплаты и льготы будут руководить гигантскими госпредприятиями, исправно платить налоги, которые страна будет трансформировать в новые виды и количества вооружений. А те, кому не посчастливилось стать чиновником (нет связей или денег), будут долго (в связи с изменением пенсионного возраста) трудиться за гроши, а затем, если повезёт дожить, выходить на короткую, но ещё более нищенскую, пенсию.
Лео Костылев: Хождение по малому // «Лидер МАПП». — 2020. — №50 (март). — С. 4-5
С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев
Февраль 2020