На главную История дизайна и рекламы Фирма К. Фаберже и Красный Крест в период Первой мировой войны

Фирма К. Фаберже и Красный Крест в период Первой мировой войны

0
2548

Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства при поддержке Министерства финансов РФ.

Интерактивная выставка «Фирма К. Фаберже и Красный Крест в период Первой мировой войны» была открыта на Художественно-промышленной выставке-форуме «Уникальная Россия», в рамках совместного художественно-документального проекта Минфина России и Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства.  И посвящена малоизвестным страницам в истории знаменитой ювелирной фирмы.

Представляем неожиданную грань деятельности фирмы Карла Фаберже в годы Первой мировой войны. Начало Первой мировой войны сопровождалось взрывом всеобщего патриотизма. Половина из ста мастеров ушли на фронт. В Петербурге их осталось 25, до этого события было 250. 50 человек работало на оборонных заводах. Фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта. Мастерская выпускала медные умывальники, походные солдатские скороварки, кастрюли, тазы, шприцы и спиртовки и другие изделия военного назначения. Производили и не дорогие подарки для солдат и офицеров действующей армии.

Яйцо Фаберже «Красный Крест с портретами»

Яйцо было создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарит его своей матери Марии Федоровне в качестве традиционного подарка на пасху 1915 года.

Изготовлено из серебра, золота, украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. Переливчатая белая эмаль покрывает серебряное тело ювелирного яйца «Красный Крест с портретами». На двух красных крестах указаны даты «1914» и «1915». На вершине императорского пасхального яйца в серебре размещены корона и монограмма Императрицы Марии Федоровны, вдовы Александра III, а в основании расположена розетка с шестью лепестками. Миниатюры выполнены из перламутра и акварели на слоновой кости.

Яйцо «Триптих Красный Крест»

Создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на пасху 1915 года.

Выполнен из серебра, золота, переливчатой белой и прозрачной красной эмали, акварели на золоте и стекла.

Яйцо выполнено из золота и покрыто белой эмалью. С двух сторон яйца расположены красные кресты, покрытые полупрозрачной красной эмалью. В центре каждого креста установлена миниатюра, соответственно великой княжны Ольги и великой княжны Татьяны в одежде Красного Креста. Крест с портретом Татьяны служит замком, при нажатии на который открываются двойные дверцы. В передней части яйцо делится на два квартала.

Два миниатюрных портрета двух великих княжон, вероятно, выполнены придворным живописцем Василием Зуевым, который нарисовал миниатюры для яйца «Красный Крест с портретами».

Наградные портсигары фирмы К. Фаберже
Портсигар наградной для врачей с символикой Красного Креста: серебро, золото, эмаль, кнопка – рубин, 1915
Наградной знак «Красный Крест», выполненный фирмой К. Фаберже

Знак выполнен в виде выпуклого, медале-образного диска. Бронзовый, штампованный. Лицевая сторона покрыта глухой горячей эмалью белого цвета с красным крестом (горячая эмаль по гильошированной поверхности) в центре. Оборотная сторона – бронза, позолота, имеется горизонтальная булавка.

Встречаются также знаки, выполненные в серебре. Знак носился на груди или скреплял косынку медицинской сестры.

Подвеска Красный крест

Подвеска Красный крест, изготовлена Фаберже по заказу Императрицы Александры Федоровны. Ею награждались отличившиеся медсестры. Награждение проводили дочери Императрицы — Ольга и Татьяна, а также сама Императрица, проводившие много времени в больницах и работавшие медсестрами 1914-1917 гг.

Подвеска Красный крест

В этом году Фондом развития художественной промышленности и ювелирного искусства, Женским патриотическим обществом и МО «Союз православных женщин» была возрождена награда «За жертвенную и самоотверженную работу».

Медицинские принадлежности, изготовленные фирмой К. Фаберже

Фирма изготавливала шприцы и ёмкости для их стерилизации. Исторической ценностью является кастрюля для стерилизации шприцев с надписью «Лазарет имени наследника и великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце» с монограммами Императрицы Александры Фёдоровны.

Ювелирное яйцо «Военное стальное»

Ювелирное яйцо «Военное стальное» — создано в 1916 году для Императора Николая II и подарено на пасху его супруге, Императрице Александре Фёдоровне.

В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.

Внутри яйца находится мольберт с акварельной миниатюрой. На миниатюре изображены Император Николай II и царевич Алексей на позиции русских войск. В верхней части расположен эмалевый орден Святого Георгия с лентой. Сам мольберт стилизован под вензель Александры Фёдоровны.

Фигурка солдата

Фигурка солдата — одна из лучших камнерезных работ фирмы Фаберже.

Миниатюрная скульптура солдата изготовлена из различных сортов яшмы. Ружьё, ремень, окантовка фляги – серебро, пряжка ремня – золото. Высота фигурки 20.5 см. Фирма Фаберже, 1915 г.

Фигурка Солдата находится в Минералогическом Музее им. А.Е. Ферсмана, Москва.

Походные принадлежности, изготовленные фирмой Фаберже
Яйцо «Орден Святого Георгия»

Яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное в 1916 году для Николая II из России, который подарил яйцо Фаберже своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.

Яйцо «Орден Святого Георгия»

Яйцо сделано в память о награждении Императора Орденом Святого Георгия.

На светлый фон из белой эмали нанесена зелёная сетка и лента Ордена Святого Георгия. На вершине яйца серебряная монограмма императрицы Марии Фёдоровны, окружённая зелёным орнаментом. В основании яйца дата «1916» в таком же орнаменте. Яйцо находится на ажурной подставке. Это было последнее яйцо, которая получила вдовствующая императрица, поскольку предназначавшееся ей яйцо из карельской берёзы так и не дошло до неё.

Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Деятельность Фонда направлена на сохранение исторической памяти — триумфа отечественной художественной промышленности и ювелирных фирм на всемирных выставках в 19 — начале 20 веков и содействие развитию современного высокого ювелирного искусства.
+7 (903) 746-55-76
fond.rui14@gmail.com
www.ananina.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ