На главную Интервью «Мануфактура “Московская игрушка“ — это проект единомышленников»

«Мануфактура “Московская игрушка“ — это проект единомышленников»

0
1351

Главный победитель VIII Премии МАПП «Держава мастеров — 2022»

В финале Премии экспертный совет практически единогласно выбрал Главного победителя. Гран-при завоевал дебютант конкурса – Мануфактура «Московская игрушка». Директор и основатель компании Светлана Моднова поделилась мнением, каких принципов нужно придерживаться создателям сувениров и почему взрослым людям интересны ватные игрушки.

— Светлана, почему вы решили строить бизнес на изготовлении ватных игрушек?

— Я изначально вообще никакой бизнес не строила. Мне хотелось сделать красивый проект и самой постичь это ремесло. По первому образованию я художник-модельер, а по второму — управленец. Где-то на просторах интернета увидела, как создается ватная игрушка, и была в восторге, что из кусочка ваты можно создать чудо. Потом, когда смогла сама создать свою первую ватную игрушку, стала искать сообщество мастеров. А его как такового не оказалось, и я в силу своей профессиональной управленческой активности решила создать такое сообщество. И создала. Вначале я думала, что это будет  творческое объединение  мастеров, которые делятся впечатлениями, секретами, мастер-классами по ремеслу.

Получилось так, что к нам стали приходить мамы особенных детей и женщины со сложными жизненными обстоятельствами с просьбой обучить делать игрушки. Сам собой возник вопрос: «Мы обучили, сделали, а что с этими игрушками дальше?» Тогда уже включились мои управленческие навыки, и я решила сделать творческий проект социального предпринимательства.

— То есть вы планировали делать игрушки не на продажу?

— Да, даже мысли такой не было. Было желание собрать сообщество, где мастера будут делиться тонкостями искусства. Я к тому моменту сама уже создала достаточно много игрушек. Мне хотелось творчества для души.

— Когда появился проект «Московская игрушка»?

— В 2019 году. Мы создали автономную некоммерческую организацию – Центр ремесел «Семейные традиции». И назвали бренд – «Мануфактура Московская игрушка».

— У вас полностью ручное производство?

— Все вручную; начинаем каждую игрушку с проволочки. В этом ценность нашей игрушки. Мы работаем по образцу артельного производства 30 − 40-х гг. XX в. В эти принципы внедрили современные технологические новинки, и теперь можем делать очень качественный эксклюзивный продукт.

— Откуда вы узнаете о технологических особенностях изготовления ватных игрушек?

— У нас лучшие в России художники-кукольники по ватной игрушке. Они уже пришли к нам готовыми, знающими тонкости, самодостаточными, состоявшимися в жизни мастерами. Среди них есть профессиональные мультипликаторы.  Кроме того, мы открыли уникальный музей ватной игрушки, в котором собрали обширную библиографию начала и первой половины XX в.

В Музее собраны уникальные коллекционные ватные игрушки и редкие экспонаты времен СССР и Российской Федерации, а также изделия выдающихся современных мастеров-кукольников.

— Ваше сообщество — это коллективный проект, а не только личный?

—  Это проект единомышленников. Я занимаюсь стратегией, коллеги – тактикой.

— А кто у вас генератор идей?

— Я. Все в моей голове. Идей и проектов много, необходимо их измерять на жизнеспособность, систематизировать. Команда мануфактуры может их корректировать, видоизменять. Но стратегия – за мной.

Сначала рождается концепция, например, новой коллекции, и мы ее обсуждаем: вместе проговариваем внешний вид изделий, технологические моменты, уникальность, актуальность. И позже художники уже разрабатывают содержание коллекции. Иногда коллекция рождается за неделю, иногда – за более чем полгода.

— Светлана, вы выпускаете до 20 тыс. игрушек в год; для ручного производства это большой объем. Вы не думали использовать для этого станки?

—  Это наша задача на ближайшие два года.  Сейчас мы изучаем технические схемы оборудования – прессовочного и штамповочного, которое использовалось в 30 − 40 гг. XX вв. Хотелось бы масштабировать процесс  изготовления простых игрушек, так как мы физически не успеваем за потребностями рынка. А потребность именно в наших игрушках очень высока. По качеству игрушки, которые делает Мануфактура, вне конкуренции. Мы делаем вручную  по несколько тысяч экземпляров, при этом процент схожести доходит до 98 % с утвержденным заказчиком сигнальным образцом. В этом наша уникальность: мы можем давать одинаковые игрушки в больших тиражах.

— А почему схемы именно 30 − 40-х гг.?

— Это расцвет артельного производства ватных игрушек в России.

О женщинах и принципах ESG

— Светлана, а кто делает ваши игрушки?

— Прекрасные творческие женщины, нас уже более 100…. Мы своих мастеров обучаем бесплатно в рамках президентских грантов. За последние три года  обучили более 3,5 тыс. российских женщин. Мануфактура уже зарекомендовала себя, и  репутация  компании привлекает желающих из разных уголков России. Когда мы объявляем набор, они сами к нам приходят, и их гораздо больше, чем мы можем взять на обучение и в команду.

— А кто из вновь обученных мастеров остается с вами?

— В основном из Москвы и Московской области. Важно, чтобы женщины готовы были заниматься этим, только на первый взгляд простым, ремеслом. Как бы ни хотелось нарисовать красивую картинку, что делать игрушку – сплошное удовольствие, это не так. Лепить игрушку в тираже очень сложно, и не всякий человек психологически и физически может это выдержать. Например, задача – 300 заготовок фигурок, на которые нужно надеть 600 валенок. На 125 фигурке мастер может начать выгорать от однообразности работы. К этому нужно быть готовым. Кроме того, игрушки миниатюрные, поэтому требуется аккуратность, сосредоточенность, тончайшая работа. Не каждый выдержит такое напряжение.

— А как проводится отбор среди желающих у вас работать?

— Многие приходят к нам в процессе реализации наших проектов-победителей конкурсов президентских грантов (у нас их 7). Мы даем возможность желающим мастерам влиться в команду и выполнять нужный объем работы. Повторю: это очень трудоемкая, деликатная работа. Чтобы заниматься игрушкой, надо очень много терпения. Кто-то говорит, что сложно, и уходит, а кто-то остается с нами на годы. Для понимания приведу  пример. В Москве на одном мероприятии мы проводили отбор среди мотивированных 70-ти женщин, тех, которые напрямую написали, что хотят у нас работать. После первого мастер-класса осталось 20. После второго — 10, а в итоге осталось всего два человека – 2 из 70.

— Мастера работают удаленно?

— С некоторыми работаем удаленно в регионах. Но наша задача — сделать качественную игрушку. Для этого надо наладить поэтапное изготовление. Если у нас будет много дистанционных мастеров, мы не сможем проконтролировать качество продукции. Удаленно работают только те,  в которых мы уверены на 101 %. Репутация дороже всего.

— Сколько в среднем времени уходит на изготовление одной игрушки?

— Одна игрушка создается и сушится до пяти дней. Тиражи в тысячи штук делаются порядка 3,5 месяцев.

— Вы придерживаетесь принципов ESG, которые предполагают социальную ответственность и бережное отношение к окружающей среде. В чем эти принципы проявляются у вас?

— Ватная игрушка — это абсолютно экологичный продукт: кусочек ваты – хлопок и  крахмал как основа. Более экологичное производство придумать сложно. Кроме того, мы обеспечиваем заказами женщин, которые сильнее всего нуждаются в поддержке. Более 75 % наших мастеров – это мамы особенных детей, то есть покупка каждой игрушки — это адресная помощь семьям женщин, занятых в проекте.

О заказчиках и секретах работы с крупными клиентами

— Поделитесь секретом: как к вам приходят заказчики?

— Честно сказать, с первого дня, как мы заявили о своих возможностях выдавать тиражи для новогодних корпоративных заказов, у нас были запросы от очень крупных компаний и корпораций. Самый первый заказ пришел 2019 г. от ПАО «Транснефть». А в 2020 году уже пошла цепная реакция. К примеру, владелец крупной компании дарит 300 – 500 VIP-подарков с игрушками своим партнерам – топ-менеджерам. И часть руководителей, оценив идею подарка, отдают игрушку в отдел маркетинга, чтобы уже в следующем году подарить такие игрушки от своей компании. А мы для всех крупных заказчиков создаем свои, особенные образы, обыгрываем их брендированными аксессуарами, цветом и упаковкой, и каждое предприятие получает от Мануфактуры свою, неповторимую, созданную именно для него игрушку.

В этом году хочу отметить тенденцию: партнеры обсуждают с нами концепцию корпоративных подарков с перспективой на 4 – 5 лет. Причем компании выбирают тематику, которая ассоциируется с территорией или профессиональной сферой. Часть компаний подбирают русские сказки для коллекций новогодних подарков, и состав сказочных героев у нас расписан уже на несколько лет вперед.

Наши заказчики видят мегапозитивную реакцию тех, кому дарят наши игрушки, и понимают, что у людей уже сложилась потребность собирать из них семейные коллекции.

Для нас это очень важно. Значит, игрушки из ваты востребованы и заказчикам нравится наше творчество.

Конечно, для предприятий комфортна стабильность, когда расписана концепция и состав базовых и VIP-подарков на несколько лет вперед.

А мы, со своей стороны, умеем ценить дружбу и партнерство, стараемся поддерживать эти отношения.

За компаниями, с которыми работаем, закрепляем скидки, создаем специально  для них брендированную упаковку и игрушки;  в каждую подарочную коробку  обязательно помещаем наш сертификат подлинности и поздравительную открыточку, где рассказывается о социальности проекта. У нас очень красивая, запоминающаяся, разработанная нашими дизайнерами упаковка подарка.

Мы абсолютно комфортны во время заключения договора. Можем работать в системе госзакупок и тендеров. Мы выдерживаем всегда сроки поставки и качество игрушки.

Со всеми заказчиками я общаюсь лично с первого дня работы компании. Многих это удивляет, но для меня важно слышать клиента, чувствовать новые запросы, а иногда – переформатировать порой невыполнимую для нашей техники создания игрушки задачу и убедить клиента в более хорошем, ярком и позитивном решении. Причем замечаю: чем больше корпорация или государственная компания, тем выше ранг руководителя, который лично занимается закупками и подбором подарков для компании.

Каждый год появляются новые клиенты, но постоянные продолжают с нами работать из года в год. Чтобы мы ходили и искали своего покупателя, у нас, к счастью, такого нет. Так сложилось изначально.

— Скажите, а сезонных провалов у вас не бывает? Большинство ведь воспринимают ватные игрушки как новогодний подарок.

— Нет, не бывает. Пока в год мы можем выдать порядка 20 тыс. игрушек. Соответственно, чтобы все успеть, начинаем работать уже  с 1 февраля. У нас другая проблема: мастеров необходимо отправлять в отпуск хотя бы на месяц, а мы больше недели не можем позволить себе отдыхать.

Поэтому моя задача, как руководителя, создавать тематические мини-отпуска для ведущих художников-мастеров с выездом, например, на международный кинофестиваль в Ярославль или в образовательный тур по курортам Краснодарского края. В нашем творческом проекте крайне важно, чтобы команда получала источники вдохновения и сохраняла в себе позитив и радость жизни.

Мы часто вместе посещаем театры, бываем и в Большом театре, любим и маленькие камерные, как, например, удивительно теплый театр Елены Камбуровой с ее трогательным «Маленьким принцем».

А сейчас мы расширяемся и переезжаем в отдельно стоящее здание (м. Бауманская, Плетешковский пер. 5), создаем в нем музейно-креативное пространство, в котором разместим и Музей ватной игрушки, и творческое пространство как для корпоративных, семейных мероприятий, так и для детей с зонами мастер-классов, экскурсий и образовательных квестов. Поэтому задачи перед командой нашей Мануфактуры все увеличиваются…

— Насколько я понимаю у вас основная аудитория — крупные корпорации и правительственные организации?

— Да.

— А есть какие-то советы, как работать с такими клиентами?

— У меня ровно один совет – делать очень крутой качественный продукт. Это должно быть абсолютно безупречное качество, а потом уже все остальное. И конечно, соблюдение всех договорных обязательств. Вот и все секреты.

О конкурсах – чужих и своих

— В каких выставках вы принимаете участие?

— Через МАПП мы участвуем в двух профильных выставках – IPSA и Presentica. Больше практически  нигде не бываем. Выставка нужна для того, чтобы напомнить о себе и быть на слуху, не более.

— В прошлом году вы завоевали Гран-при МАПП?

— Да, в 2022 году мы впервые участвовали и заняли первое место в номинациях «Новогодний сувенир», «Мой город. Моя страна» и Гран-при конкурса.

— Как-то это повлияло на вашу работу?

— Это очень значимо для нас. Так как наша продукция напрямую ассоциируется с Новым годом, традиционно, с ноября по январь, мне приходится принимать участие во множестве крупных мероприятий столицы.

После получения премии я отмечала победу в конкурсе «Держава мастеров» в своих презентациях и выступлениях и слышала много оценок нашей работы и слов поздравлений для команды Мануфактуры.

Это запоминается. Все положительно реагируют на награду и на то, что нас отметили. МАПП – молодцы. Они сделали профессиональную и красивую визуальную историю с нашим участием, которую мы использовали и продолжаем использовать в этом году в своих презентационных материалах. Очень важно, что мы попали в концепт новогоднего поздравления наружной рекламы МАПП. Нам многие звонили, говорили, что видели нас на городских рекламных щитах. Таким образом победа в конкурсе привлекла к нам внимание и дала позитивную обратную реакцию.

— А свои конкурсы вы проводите?

— Да, для мастеров ватной игрушки мы проводим Всероссийские тематические конкурсы. В 2019 году – конкурс «Виват, театр России!», на который мастера прислали более 400 работ со всей страны. Проводили конкурс ко Дню Победы, Рождественский конкурс с награждением победителей в храме Христа Спасителя. В прошлом году провели уникальный конкурс «Сказки народов России — кукольная этнография» с награждением в Торгово-промышленной палате.

Наша задача – популяризация ремесла ватной игрушки. Все  выставочные и фестивальные мероприятия проводятся благодаря  поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Мы сознательно занимаемся организацией и инициацией  конкурсов, чтобы мотивировать мастеров и развивать эту отрасль в РОССИИ.

— Ваши ученики принимают участие в конкурсах, которые вы организуете?

— Да, наши ученики пытаются пробовать свои силы в различных всероссийских конкурсах с целью показать свои знания и умения, почувствовать свои возможности.

Многие, кстати, побеждают, впервые приняв участие. Так, в конкурсе  «Этнография народов России» мы определили более 30 победителей  в 11 номинациях, то есть по 3 места в каждой. Причем в  жюри вошли не мы, а профессиональные художники. И процентов 50, не менее, среди победителей были именно наши ученики. И это большая радость, когда люди, получив качественные знания и ремесленные умения, могут потом применить их в жизни.

О душевности и идеологии

— На что, по вашему мнению, нужно обращать внимание тем, кто сейчас занимается производством сувенирной продукции?

— На идеологию: какое содержание передает ваша продукция – и, конечно, на душевность.

Время сейчас достаточно непростое, тревожное. Мы видим по нашим заказчикам, что всем хочется тепла, переключения на душевное равновесие. Сказку любят все, независимо от пола и возраста. Компаниями чаще всего руководят мужчины. И вот удивительно: мужчин в возрасте от 30 до 70 лет умиляет наша игрушка. Они улыбаются, радуются, крутят ее в руках, рассматривают. Это говорит о том, что тепло, которое есть в нашем сувенире, должно быть и в отрасли. Игрушка — это радость и ощущение детства у человека в руках. Для нас сувенирная отрасль — это история тепла и радости, а еще – умиление. Я очень люблю  употреблять слово  «умиление» в отношении нашей игрушки.

С другой стороны, важна идеология. Для нас было удивлением, что мужчины-руководители 30 − 40 лет говорят: «Мы хотим заказать вам коллекцию игрушек СССР». Понимаете: игрушки оттуда, того времени. А какие у них воспоминания? Они ведь не жили в СССР. Знаете, когда мы бываем на выставках, где у нас на стендах стоит Дед Мороз, из десяти человек девять непременно говорят: «А в моем детстве был такой же Дед Мороз». Наша игрушка родом из детства.

Поэтому только тепло и идеология. Это мое видение.

Мануфактура «Московская игрушка»
АНО Центр Ремёсел «Семейные Традиции»
www.toysmk.ru
www.manufactura-mi.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ