Евлогии в сосудах

0
806

В XIX веке были популярны сувениры из святых мест — иконы в бутылках, или евлогии. Паломники покупали их в монастырях на память о поездке. После революции евлогии почти исчезли, и интерес к ним возродился лишь в наши дни. Рассказываем, когда появились такие предметы и как с ними связаны путешествия Петра I и отмена крепостного права.

Сейчас в музеях, сувенирных магазинах и на рынках антиквариата можно встретить небольшие бутылки с миниатюрной копией здания, корабликом или иконой внутри. Сосуды с образами святых встречаются реже всего. А в XIX веке они пользовались огромным спросом. Называли их евлогиями — от греческого слова, которое означает «благословение». Этим термином обозначали не только сувениры для паломников, но и хлеб, воду и елей, освященные в церкви, а также сосуды для них.

Святитель Николай Чудотворец. Конец XIX века. Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
Богоматерь «Неувядаемый цвет». 1890-е. Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.В. Фрунзе, Шуя, Ивановская область

Первые евлогии появились в Российской империи в середине XVIII века. Тогда их собирали монахи или монастырские послушники. Автор книги «Евлогии в сосудах: в поисках утраченного промысла» Владимир Возилов отмечал, что сувениры изготавливали с тремя целями: так могли исполнять послушание — работу на благо обители, создавать художественные предметы для продажи или же просто заполнять свободное время.

От монастырского послушания до популярного сувенира

Самые ранние евлогии помещали в штофы — большие четырехгранные бутылки из прочного стекла. Их объем мог достигать полутора литров. Наливали в такие сосуды чаще всего крепкий алкоголь. Штофы попали в Россию при Петре I, быстро обрели популярность и часто встречались в продаже.

Голгофа. 1870-е. Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.В. Фрунзе, Шуя, Ивановская область
Распятие. 1890-е. Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.В. Фрунзе, Шуя, Ивановская область

В монастырском промысле они использовались благодаря крупному размеру и возможности легко достать такую емкость. В XVIII столетии внутрь бутылок помещали плоские изображения — пластины с рисунками на евангельские темы. На оборотную сторону прикрепляли зеленый мох.

В XIX веке вместо штофов мастера начали использовать другие стеклянные емкости разных форм. В это время возникли центры массового производства евлогий. Одним из таких мест стала подмосковная Троице-Сергиева лавра. Поделки там создавали давно — в основном несложные и мирского характера вроде деревянных ложек. Но после реформы 1861 года и отмены крепостного права число паломников резко возросло: в лавру стали приезжать крестьяне, которые раньше не могли свободно перемещаться по стране. Тогда мастера придумали новый вид паломнических сувениров — бутылки с резными деревянными фигурками святых внутри.

В Троице-Сергиевой лавре возник распространенный вид евлогий — «голгофы». В бутылку помещали изображение одного из главных христианских символов — горы Голгофы, где казнили Иисуса Христа, — и крест. Еще одним популярным сюжетом стало «Посещение Богоматерью преподобного Сергия Радонежского». Со временем Троице-Сергиева лавра превратилась в главное место, откуда паломники на память о долгом путешествии к святыне привозили евлогии.

Распятие Христа. XIX век. Мурманский областной краеведческий музей, Мурманск
Распятие Христа. Конец XIX века. Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Иваново

Евлогии постепенно превращались из простого сувенира в произведение искусства. Стеклянная тара эволюционировала: бутылки в конце XIX века заменяли даже на прозрачные яйца. Композиция внутри тоже усложнялась, фигуры размещались в несколько ярусов, становились объемными. Например, в частной коллекции в Воронежской области сохранилась евлогия в виде уменьшенной копии иконостаса. Мастер повторил его на основе реального интерьера храма Иоанна Богослова из села Нижний Мамон.
Владимир Возилов в статье о частых сюжетах сергиевопосадских евлогий так описал один из экспонатов:

Позади фигур располагалась двухсоставная композиция, олицетворяющая келью преподобного Сергия… Левая ее часть с окном представляла жилище в целом, а правая часть с входом позволяла рассмотреть келью внутри: прослеживается аналойный столик с Евангелием, а также две иконы — Богородицы с младенцем Иисусом и, вероятно, Николая Чудотворца.

Производство евлогий прекратилось после 1917 года — вместе с распадом Российской империи и антирелигиозной борьбой новой власти. В советские годы евлогии на евангельские сюжеты почти не изучали и не коллекционировали. Интерес к ним возродился лишь в современной России.

Как икона попадала в бутылку

Для евлогий чаще всего выбирали невысокие емкости с широким и коротким горлом, которое позволяло мастеру поправить композицию с помощью инструментов. Тару не всегда можно было изготовить специально для сувенира, поэтому пользовались тем, что было под рукой. В некоторых музеях можно встретить сувениры в бутылках с заводскими маркировками, надписями или узорами.

Макет парохода «Св. Николай». 2002. Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярск

Как именно помещали евлогии с евангельскими мотивами в сосуды, ученым неизвестно: после смерти мастеров их секреты оказались утрачены. Исследователи ориентировались на технологию, по которой создаются похожие нерелигиозные сувениры. Раньше многие мастера придумывали авторские методы, как поместить через горлышко объемный предмет или расправить внутри плоский. Кто-то пользовался магнитами, кто-то — веревочками. Часто модели изготавливали складными, в собранном виде проводили через горлышко, а разворачивали уже внутри бутылки.

Крупнейшая российская коллекция икон в бутылках хранится в Шуйском историко-художественном музее им. М. Фрунзе: там можно увидеть 22 подобных артефакта, в основном XIX и начала XX столетия. Чуть меньше евлогий попали в коллекцию санкт-петербургского Государственного музея истории религии — там их 19.

Источник — www.culture.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ