На главную Ежедневники, блокноты и кожгалантерея Коллекция сувениров «Мастер и Маргарита» с графикой Нади Рушевой

Коллекция сувениров «Мастер и Маргарита» с графикой Нади Рушевой

0
1953

В 2022 году Надя Рушева могла отметить свое 70-летие, но она навсегда осталась 17-летней… Такую короткую жизнь отмерила судьба талантливой девочке, самобытному художнику-графику.

Она никогда не брала уроков рисования, рисовала на одном дыхании, без черновиков, без стёрки и за свою короткую жизнь создала более 12 000 рисунков, которые являются теперь частью фондов музея Л.Н. Толстого в Москве, музея им. Н. Рушевой в Кызыле, Пушкинского дома Академии наук в Петербурге, Национального фонда культуры, Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. 

Надя Рушева

Загадка этой удивительной девочки-легенды стала темой для фильмов, выставок, публикаций, исследований. Эта чудо-девочка стала первым иллюстратором последнего романа М.А. Булгакова. Эта работа тоже стала для нее последней.

В коллекцию вошли тетради формата А5, папка для тетрадей, артбуки, закладки, набор черногрифельных карандашей, магниты, открытки в конвертах, шкатулка-фоторамка, коробка подарочная, пакет.

Вдохновленные серией рисунков Нади Рушевой к самой мистической книге ХХ в. мы создали коллекцию сувениров «Мастер и Маргарита».

Михаил Афанасьевич Булгаков

Умирая, Михаил Афанасьевич Булгаков, взял с жены, Елены Сергеевны, слово, что она сделает все возможное, чтобы роман увидел свет. «Чтобы знали», — были его последние слова. Но произведение оставалось под запретом долгие годы, даже несмотря на то, что первая публикация романа была в 1966-1967 гг., в Советском Союзе прочитать роман можно было только в самиздате, а в книжных магазинах он стал доступен в 90-е годы.

В 1966-1967 гг. журнал «Москва» с большими купюрами опубликовал запрещенный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

16 -летней Наде Рушевой удалось прочитать роман одной из первых. Она родилась в творческой семье: папа – известный советский художник Николай Рушев, мама Наталья Ажикмаа-Рушева была первой тувинской балериной.   Надя (настоящее ее имя Найдан, что в переводе на русский означает «вечноживущая») родилась 31 января 1952 г. в Улан-Баторе, в Монголии, но вскоре семья переезжает в Москву и оказывается в самом центре культурной жизни.

Семья Рушевых, 1959 год

Талант художника проявился рано, лет в 5, а когда отец показал рисунки 12-летней девочки своим коллегам-художникам, они в один голос признали, что у девочки невероятный талант.

Художница-пятиклассница создала более 5000 рисунков. Работы рождались без эскизов, Надя всегда рисовала враз, набело, никогда не пользовалась стёркой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя. 

Первая выставка надиных рисунков была организована журналом «Юность» весной 1964 года. А затем прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…» — Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик РАН.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности». — писатель Ираклий Луарсабович Андроников о цикле «Пушкиниана».

«Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира» — скульптор Василий Алексеевич Ватагин.

 

Н. Рушева. Первая встреча Мастера и Маргариты. 1968 г.

В последний год своей короткой жизни Надя Рушева создала около 200 листов графики к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Елена Сергеевна Булгакова (1893-1970), третья жена Михаила Булгакова, в 60-е годы

Уже после смерти художницы, Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя, увидев впервые эти рисунки, воскликнула:

«Как свободно!.. Зрело!.. <…> Чем больше смотришь, тем больше это затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Николай Константинович Рушев, отец Нади, в книге «Последний год Надежды» рассказывает как художница работала над своим последним шедевром:

«31 января 1967 года, когда завершилась первая публикация философского романа «Мастер и Маргарита», моей Наденьке исполнилось лишь 15 лет… Только через полтора года достался мне журнал «Москва» по записи в очереди у нас в библиотеке Центрального телевидения. Давали на две ночи, а в мои 50 лет ночные бдения уже не так плодотворны. Поэтому я получил тогда лишь общее представление о романе, о котором говорила вся интеллигентная Москва и Россия, как о необычном, многослойном (христианская метафора, философия добра и зла, бесовская фантасмагория и сатира на наших бюрократов, идеальная лирика и судьба, вдохновившая одного бескорыстного современного творца)…

Тогда Надюша успешно заканчивала экзам ены выпускного, обязательного 8 класса… Она продолжала свою огромную (в 400 рисунков ) серию к «Войне и миру», с увлечением читала трехтомное брокгаузовское издание сочинений Байрона , 8 томов Шекспира. Она создавала свое прочтение «Маленького принца», серию рисунков «Воспоминания о Варшаве», «Балет», «Восток», «Эллада», «Пушкиниана».

Поэтому я и подумать не смел, чтобы обратить внимание слишком юной и перегруженной Надюши на роман «Мастер и Маргарита»… К тому же в июне 1967 года, неожиданно для всех в ЦК ВЛКСМ сочли возможным послать Надю впервые в Артек, к морю! Она поехала туда в качестве делегата от Москвы на 3-ий Всесоюзный слет пионеров.

В Артеке Надя приобрела друзей по пресс-центру в лице Оли Барикову из Павлодара, вожатого Марка Кушнирова с женой Аней… Вот эти люди осенью 1967 года в Москве впервые и дали Наде прочитать поэтов-символистов, дореволюционных сатириков, а главное – они дали ей переплетенную из двух журналов «Москвы», книгу «Мастер и Маргарита»…

Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!..

Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню «Мастер и Маргарита». […] Ее замысел мне казался грандиозным, и я сомневался в том, что она его может исполнить. Он казался мне непосильным для нее и преждевременным. Ведь ей было в это время 15 лет… И хотя в письмах к друзьям Надя писала, что «рисовать совсем некогда»… она трудилась много и вдохновенно. Четырехслойность романа подсказала ей и четыре графических приема: перо на цветных фонах, акварельные заливки, фломастер, пастель и монотипия. Цельность решения при этом сохранялась. Готовилась она к этой работе тщательно. Прочитала и принесенный мною из библиотеки сборник Михаила Булгакова. […]

Теперь и я, и все наши родные, друзья-наставники восхищены «Мастером», которого так долго замалчивали. А впервые для меня раскрыла обаяние таланта Булгакова Надюша. Бабушка Вера Алексеевна Лебедева подарила Наде свои журналы «Москва», которые она [Надя], обрадованная, переплела и сделала книгой. Эта книга стала у нее настольной.

Рисунки рождались удивительные… За год Надя сделала свыше 160 композиций. […]

[Как-то на выставке]подошел к нам с Надей один старый художник, пожелавший остаться неизвестным. Он сказал, что знаком с вдовой Михаила Булгакова – Еленой Сергеевной Булгаковой, что Наде для продолжения своей удачно начатой работы необходимо с ней познакомиться, ибо у нее хранятся и все купюры, выпущенные при первой публикации. […] Несколько позже от Ю.В. Ларионова, пригласившего нас на премьеру своего литературного концерта «Мастер и Маргарита […], мы узнали, что на улице Горького живет не супруга М.А. Булгакова, а сестра писателя – Надежда Афанасьевна, и что он договорился с ней о встрече 9 марта 1969 года. Но судьбе не угодно было… Утром 6 марта , одевая школьную форму, Наденька внезапно потеряла сознание… 5 часов врачи делали ей уколы и увезли в больницу… Там, не приходя в сознание, от кровоизлияния в мозг она скончалась …

Трудно писать дальше … Потеряв нашу единственную Надежду и жить-то теперь не хочется…
Но Надюша говорила:
– Я живу жизнью тех героев, кого я рисую!

Сердечное внимание всех наших наставников, родных и друзей обязало нас, безутешных родителей, свято хранить ее 100 папок по 100 рисунков в каждой […].

Н. Рушева. Голова Иешуа, 1968 г.

Н. Рушева. Берлиоз и Бездомный на Патриарших прудах, 1968

Н. Рушева. Понтий Пилат с псом. 1968 год

Н. Рушева. Марк Крысобой. 1968 г.

Н. Рушева. И. Бездомный в клинике доктора Стравинского. 1968

Н. Рушева. Иван Бездомный. 1968

Н. Рушева. Маргарита. 1968 г.

Н. Рушева. Полет Наташи на борове. 1968

Н. Рушева «Мастер задумался»

Н. Рушева. Маргарита утешает Мастера, 1968 г.

Н. Рушева Мастер и Маргарита в подвале 1968 г.

Н. Рушева. Гелла и буфетчик, 1968

Н. Рушева. Шайка Воланда, 1968 год

Н. Рушева. «Полет в вечность»

Н. Рушева. «Прощайте!»

Н. Рушева. Фрида, 1968

Издательство «Власта»
Заказать коллекцию брендированных сувениров можно здесь >>>
www.vlasta-print.ru

Купить на Wildberries:
1. Тетради формата А5 в точку с рисунками Н.Рушевой к роману «Мастер и Маргарита»:

2. Набор из 5 черногрифельных карандашей — https://wildberries.ru/catalog/15594473/detail.aspx

3. Артбук «Мастер и Маргарита» — https://wildberries.ru/catalog/15594474/detail.aspx

4. Литературный блокнот «Почем вы знаете» — https://wildberries.ru/catalog/15672243/detail.aspx

Источник публикации — www. telegra.ph
Подписывайте на телеграм-канал Издательства «Власта» — Блокноты для влюбленных в искусство (@kulturnyi_sloj).

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ