Интервью брали во время отборочного тура VII Премии МАПП в Москве. Были представлены все конкурсанты, и члены жюри проголосовали. Только что закончилась дискуссия за круглым столом на тему «Что не хватает образу современного корпоративного подарка? Образ будущего бизнес-сувенирного продукта как важной составляющей корпоративной коммуникации».
— Наталья, какая, на ваш взгляд, стоит задача перед презентационной продукцией?
— Как и в любой другой отрасли, здесь тоже есть вертикальная диверсификация. Крупные производители, от них идут крупные дилеры, затем средний и мелкий опт, в итоге цепочка приводит к потребителю. И важно увидеть разницу между потребителем как представителем корпорации — и как физическим лицом. Это два условных лагеря со своей спецификой. Подарочники, которые специализируются на корпоративных направлениях, другие смыслы вкладывают в дизайн, внешний вид, персонификацию. А есть коллекции, которые создают индивидуальные взаимоотношения. Когда мы формулировали концепцию PRESENTICA (МАПП.: Выставка подарков и праздничного декора, в рамках которой проводилась VII Премия МАПП), мы думали над тем, что говорим нашей целевой аудитории, насколько узко хотим сегментироваться.
— Но у Премии МАПП как таковой узкой специализации нет. Есть условные границы по категориям Премии, но они нередко пересекаются. То есть здесь представлена и массовая промопродукция, и корпоративная.
— Да, соглашусь, и это мне в МАПП и понравилось, такая концепция совпадает с нашими представлениями о презентационных подарках. Есть строго ориентированные категории, такие как «Промопродукция», где сразу понятно, что представлен массмаркет, или, наоборот, «Персонально. Особо. Важно» с корпоративными вип-подарками. Но есть и универсальные номинации, как, например, «Новогодний сувенир». Все эти вопросы сегментации дискуссионные.
Как раз с коллегами обсуждали, что отрасли не хватает институций, которые бы представляли экспертное мнение и учитывали новые тенденции. Мы поэтому сразу и поддержали МАПП. Мне нравится то, как вы проводите Премию.
Процесс голосования продуман классно, к формированию экспертного жюри подходят очень серьёзно. Не три эксперта, а четырнадцать из разных сфер, имеющих отношение к презентационной продукции. Получается репрезентативная выборка. Все эксперты Премии — это, выражаясь условно, люди штучные, не было тех, кого пригласили просто посидеть. Я сегодня познакомилась с множеством людей из отрасли, и это тоже важный результат таких встреч. Их мнение мне очень интересно для дальнейшего развития концепции PRESENTICA, для меня это бесценный опыт.
— У экспертов часто полярные мнения. Это особенно хорошо было видно во время круглого стола. Как вы расцениваете такой дискуссионный формат?
— В каждой отрасли должны быть люди, занимающиеся теоретическими вопросами. Люди, которые долго работают в этой сфере и изучали её, что называется, не по учебникам, видели много людей и могут собрать их мнения. То есть широко и глубоко эрудированные в этой области. Когда создаются такие ассоциации, мы получаем палитру мнений, из которой и рождается истина.
Думаю, нашей отрасли обязательно нужен подобный экспертный совет. Люди, которые бы определяли какие-то основные направления, вкидывали идеи, рассказывали, что происходит в разных функциональных зонах отрасли, в мировой выставочной деятельности, клиентских отношениях, как меняются запросы на рынке, как использовать новые материалы.
— Какой вы видите концепцию презентационной продукции в перспективе? По какому пути она будет развиваться в России?
— Мы обсуждали, что, конечно, будущее за смарт-подарками, индустрией впечатлений, умными гаджетами, электронными подарками и подобным. Всё это новое, и надо в эту сторону развиваться. Но, абсолютно точно, ценится и хенд-крафт, а это уже авторская история. И здесь надо подумать, как авторскую гениальную мысль воссоздать не в одном экземпляре, а в виде каких-то тиражных копий. То есть чтобы идея масштабировалась, но не становилась массмаркетом. Скажем, выпускать лимитированные серии продукта под конкретного заказчика.
Если же говорить о России, то здесь есть свой флёр, своя специфика. Посмотрите сколько у нас промыслов. Я занималась этим вопросом. В России промыслы — это явно выделенная, чётко идентифицируемая стилистика с чёткой региональной принадлежностью, которую ни с чем не спутаешь. И это ещё один вектор размышления, как в эту сторону развиваться. Запрос на это есть. У нас люди очень любят свой локальный продукт.
— Что для вас имело значение, когда вы распределяли экспонаты по местам? Вы больше ориентировались на дизайн, технологические решения, или для вас важнее практическое применение?
— Есть прикладной смысл, который не заключается в непосредственном использовании. Подарок ведь может служить и для получения впечатлений. Сейчас вообще такой мир — мир впечатлений, когда ты можешь о чём-то задуматься, получить сильную эмоцию или вспомнить что-то очень приятное. Я такие подарки выделяю, осмысленные. Например, на Премии был такой набор с блокнотом, карандашом и чем-то ещё (МАПП.: «Культурный сувенир» от издательства «Власта», кат. «Промопродукция»). Они эстетически и по дизайну хорошо сделаны. В наборе три функциональных предмета, но смысл был не в том, что это карандаш или бумага, которые ты можешь взять и написать. Идея в том, что каждый набор нёс в себе месседж, который сразу тебя настраивает на определённый лад. Вот такие сувениры я люблю. Когда простая вещь была эстетически осмыслена и упакована. Это рождает уже не только практические смыслы, но и эмоции, размышления.