На главную Блог Выставочное движение и выставочная неподвижность

Выставочное движение и выставочная неподвижность

0
2285

Прошлогодние осенние выставки опять, к сожалению, оставили двоякое впечатление. С одной стороны, выставка «Реклама», которая собрала большое количество участников даже из сувенирной отрасли, сумевшая организовать интересную программу, в том числе и Церемонию награждения ежегодной премии МАПП «Держава мастеров», привлёкшая много посетителей, несмотря на то что сроки её проведения сдвинулись аж на конец октября.

 
А с другой
отраслевые сувенирные выставки, одна из которых (в Санкт-Петербурге) не состоялась вообще, а другая PSIМосква — собрала даже меньше участников и посетителей (116 и 3377), чем за год до этого.

Печальные результаты для отрасли, которая, по мнению, небольшой, но влиятельной группы участников, динамично развивается и показывает устойчивый рост в 2025 % в год.

Однако мудрость созерцательного Востока: «Сколько ни повторяй «халва», во рту слаще не станет» плохо работает в сувенирной отрасли. Россия, взявшая решительный курс на утилитарный Запад, питается его прагматичными истинами: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» (Й. Геббельс). Вот и повторяют, одни по глупости, а другие с определённой целью, что сувенирная отрасль растёт год от года, не замечая или не желая замечать простых фактов: в стране, ВВП которой вот уже многие годы не растёт более чем на один процент в год, не может быть ОДНОЙ динамично растущей отрасли. Это атавизм ленинской утопической идеи о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране». Особенно в отрасли, которая не может организовать НИ ОДНОЙ достойной выставки, нужны они ей или нет (это другой вопрос).

В прошлых номерах нашего журнала я уже приводил свои аргументы по этому вопросу, но вот совсем недавно получил ещё одно подтверждение. Один из участников отрасли не поленился посмотреть статистику импорта шариковых ручек за 2017-й год, и оказалось, что их ввозят в страну 827 миллионов штук. Комментаторы этого сообщения высказывали осторожный скептицизм относительно «такой большой» цифры, однако у меня она вызвала лишь очередную порцию уныния. Я анализировал в последний раз таможенную статистику по ручкам в 2010 году и знаю, что тогда в Россию импортировалось около 2 миллиардов шариковых ручек. Так что и этот показатель уполовинился за последнее десятилетие. Полагаю, что с большинством остальных продуктов, активно использующихся в нашей отрасли, ситуация будет весьма похожей: «Халва, халва»…

Понятно, что за последнее десятилетие цифровизация шагнула далеко вперёд, что неминуемо привело к потере популярности пишущих инструментов. Тенденция к снижению объёмов продаж ручек видна в статистиках европейских стран и США. Однако падение составляет 35 %, а не 50, как это произошло в России.

Мы не имеем толковой статистики продаж наших изделий по категориям, несмотря на то что собрать такие данные было бы намного легче, чем посчитать оборот отрасли. Однако выяснение последнего является частью мониторинга конкурентов, а динамика популярности тех или иных изделий в масштабах отрасли не интересует никого.

Проблема слабой посещаемости выставок ведёт за собой следующую деловая программа выставок чрезвычайно разношёрстна. В отрасли много участников, которые умеют профессионально и грамотно осветить любой из вопросов, но количество заинтересованной в этой информации публики совершенно недостаточное, поэтому многие из профессионалов отказываются от выступлений, иногда предоставляя эту возможность своим более молодым и менее профессиональным коллегам. И действительно, читать полезную лекцию двенадцати слушателям надо быть Иисусом Христом!

Поэтому, наряду с прекрасными, а самое главное полезными выступлениями, мы слышим лекции, типа: «Мерч и диджитал», даже для понимания названия которых мало знания русского и английского языков, но требуется ещё знание какого-то кода исключительно внутреннего употребления. Безусловно, такой код имеет право на существование в межличностном общении где-нибудь на просторах интернет-чатов и соцсетей, но никак не на конференции, где уровень подготовки аудитории невозможно предугадать. Сквозь употребление таких выражений явно просвечивает неопытность лектора. Ведь профессиональные знания о предмете изложения не делают человека профессиональным лектором.

Это тоже профессия, причём требующая специального обучения.

В ином случае получается то, что чаще всего и приходится слышать на подобных мероприятиях. Сумбурные фрагментированные, чаще всего давно устаревшие чужие мысли, а в худшем из случаевпросто безудержная и ничем не оправданная реклама своей компании.

Выражения типа: «следующий кейс — это мерч для HR», не могут быть использованы в лекциях, если, конечно, лектор хоть чуть-чуть уважает свою аудиторию. Хотя, к чести именно этого оратора,нужно отметить, что в этом году он, по крайней мере, сменил шорты и футболку на нормальную повседневную одежду. Конечно, на это по большей части могла повлиять промозглая погода московского сентября, а не изменившееся отношение к слушателям, но определённо это шаг вперёд.

Форма одежды выступающего на конференции — это тоже не старомодные придирки. Профессионал маркетинговых коммуникаций не может не понимать, что «встречают по одёжке», и если он является читать лекцию в шортах, то этим выказывает полное пренебрежение к своим слушателям.

Не все это понимают?

А нужно ориентироваться на самых невежественных?

Как известно, у бизнес-сувенирной продукции имеются определённые цели, которых заказчик с её помощью должен достигать. Представлять такой целью: «это круто» не слишком грамотно, особенно когда лектор употребляет это выражение по поводу каждого из своих «кейсов». Я не поленился просмотреть список синонимов этого слова. Вот они все: ништяк, порядок, замечательно, прекрасно, вкрутую, жёстко, качественно, без поблажек, подходяще, изрядно, блеск, хорошо, без послаблений, важнецки, первоклассно, знатно, строго, отлично, тип-топ, отвесно, отменно, на ять, железной рукой, классно, клёво, обрывисто, здорово, законно, сурово, резко, решительно, попс, лафа, класс. Ни один из них не подходит для целей корпоративного дарения, с моей точки зрения.

А как думаете вы?

В отрасли есть человек, серьёзно поставивший себе задачу собрать ВСЕ возможные цели использования сувенирной продукции. Когда я общался с ним в последний раз, у него их набралось более восьмидесяти, однако уверен, что среди них нет такой цели, как «круто» и всех синонимов этого слова.

Выступление на конференции, с моей точки зрения, вообще не может и не должно состоять из перечисления случаев из собственной практики, так как это не является поучительным ни для одного из слушателей. Кому может понадобиться знание о каком-то прошедшем конкретном случае? У каждого заказчика своя цель, конкретное задание, и поэтому ничего поучительного в представлении старых работ не существует. Это же не произведения искусства! Если же это делается, значит лектор вообще не ставил себе вопроса о составе аудитории и её потребностях, а сама лекция является удлинённой версией рекламного ролика. Излишнее выпячивание себя в таком контексте, неумение определить ценность предоставляемой информации для аудитории, личная нескромность, в конце концов, совсем не помогают лектору даже в продвижении своей компании, скорее наоборот, наносят ущерб.

В итоге, из прослушанных в прошлом году выступлений на конференциях запомнилось грамотной постановкой, целевой продуманностью и тонкостью вплетения в контекст интересов собственного бизнеса лишь одно презентация на тему «Тренды электроники». И было тем более жаль, что это выступление услышали лишь пара десятков участников отрасли.

Состоялось в конце прошлого года также несколько событий, на которые я не попал. Одно из них —«Portobello». Я внимательно ознакомился с программой мероприятия и пожалел, что не смог услышать выступления Романа Пивоварова на тему «Как привить команде культуру любопытства и страсть к саморазвитию». Если Роман действительно знает ответы, то я бы посоветовал всем организаторам сувенирных выставок и большинству руководителей РА обязательно послушать его. Потому что из услышанного и прочитанного на тему сувенирного бизнеса в России за прошлый год я выяснил, что единственным смыслом делового подарка здесь является «круто», а заниматься предпринимательством в этой сфере «прикольно». И поэтому ничуть не удивлён, что российский сувенирный рынок находится там, где он есть.

Пропагандируемые на конференциях и в «отраслевой» прессе (за исключением журналов «Профессионал» и «Лидер») идеи ещё раз доказывают, что для того чтобы зарабатывать деньги, во всяком случае в нашей отрасли, в обязательном порядке не требуется ни интеллекта, ни образования. То и другое является лишь дополнительным преимуществом тех, у кого они имеются.

Марк Твен, будучи уже в зрелом возрасте, сказал, что страшнее невежества уверенность в собственном знании. Я бы добавил к этому, что такая уверенность, как правило, является как раз следствием невежества. Мудрецы, как мы помним, скромно заявляли, что «знают лишь то, что ничего не знают».

Сочетание глупости с самоуверенностью опасная для окружающих смесь, однако до тех пор, пока она остаётся достоянием самого персонажа — это проблема личная. Но как только её плоды публикуются или тиражируются где-либо, она превращается в проблему всего сообщества. Писать такая же профессия, как учить, лечить или шить. С той лишь разницей, что плохо сшитое можно выкинуть, а недоученное и недолеченное подучить и подлечить. С писаниной, особенно публичной, такой фокус не проходит: «что написано пером не вырубишь топором» и не отрежешь лазером.

И всё же, если кто-то в России готов платить деньги за корпоративный подарок потому, что это «круто», то разве это не замечательно! И если кто-то там производит эти изделия просто потому, что это «прикольно», то и этому, вероятно, нужно радоваться. Не задумываясь над тем, как надолго покупателям хватит такой мотивации. В конце концов, страна большая, всегда найдётся следующая безумная жертва. Однако стоит ли об этом читать лекции или писать статьи вопрос совсем иной. Потому что это дискредитирует не только авторов подобных воззрений, даже если они сами этого не замечают, но и тех, кто их публикует, приглашает выступать, но самое важное, всех нас коллег по отрасли. И это уже серьёзно!

Выставочное движение и выставочная неподвижность .pdf // журнал «Профессионал РСБ». – 2020.- №77 (март). — С.2

С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ