Несколько лет назад от потенциальных новых деловых партнёров начали приходить запросы на предоставление объёмного пакета официальной регистрационной и налоговой документации как условия начала совместной деятельности. Все перечисленные в таких запросах документы являются открытыми, не подпадающими под определение коммерческой тайны, однако от этого не менее сенситивными.
Думаю, к сегодняшнему дню практически каждый предприниматель хоть однажды уже сталкивался с подобными запросами, однако для полноты картины перечислю те документы, которые обычно требуются новому потенциальному клиенту от его предполагаемого поставщика: все документы об образовании и государственной регистрации компании; копия паспорта руководителя; свидетельство о постановке на налоговый учёт; коды статистики; копии выписки из ЕГРЮЛ; бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа и много им подобных в различных вариациях. Как правило, потенциальный покупатель ссылается на требования законодательства РФ, которое якобы обязывает его проводить такую тщательную проверку своих поставщиков. Однако любой грамотный предприниматель знает, что это не совсем так. Никакой закон РФ не требует от предпринимателя заменять контролирующие органы и делать это не вправе, существуют лишь письма ФНС (Федеральной налоговой службы) о проявлении «налогоплательщиком должной осмотрительности» при выборе контрагентов. Письма эти носят рекомендательный характер, не являются законами, хотя несоблюдение этих «рекомендаций» может повлечь нежелательные последствия для налогоплательщика.
Поскольку с течением времени практика таких запросов лишь укрепляется в деловой жизни России, я решил рассмотреть этот вопрос с различных точек зрения и оценить не только его юридическую правомерность, но и его полезность для коммерческих отношений в целом.
Аспект юридический
Вся современная юриспруденция построена на принципах презумпции невиновности. Априорное подозрение потенциального партнёра в нечестности вступает в явное противоречие с основными законами как вообще любого цивилизованного общества, так и России в частности. Удивляет, как в принципе могли появиться письма ФНС с таким содержанием? В российском налоговом ведомстве нет юриста? Но если Налоговой не хватает ресурсов на грамотную юридическую оценку своих рекомендательных опусов, то как же можно предполагать наличие таких ресурсов у бедных российских предпринимателей?
Аспект компетенции
Предположим, вы получили копии запрошенных документов. Однако достаточно ли у предпринимателя компетенции для оценки правильности, подлинности и правомочности этих документов? Конечно, некоторые из представленных документов можно сравнить с подобными собственными, однако кто обладает информацией, являются ли, например, свидетельства о регистрации компании едиными на всей территории РФ, или каждый субъект федерации имеет право выпускать документы собственного образца или вносить в них локальные изменения? Я, например, не знаю. И никакой закон не обязывает меня это знать. А если я начну заниматься выяснением этих обстоятельств, то, во-первых, кто будет заниматься в это время моей непосредственной работой, и, во-вторых, чем в это время будут заниматься государственные служащие, в компетенцию которых входит эта работа? Как вообще определить подлинность копии какого-либо документа? При нынешнем развитии технологий, когда в офисных условиях можно напечатать на принтере человеческие органы, разве трудно создать копию несуществующего документа? Какие возможности у предпринимателя проверить в базах данных налоговой или регистрационной служб наличие соответствия информации? Наконец, если налоговое ведомство настойчиво рекомендует каждому российскому предпринимателю уметь разбираться в запрашиваемых документах, оно же должно, по крайней мере, организовать бесплатные курсы а, по уму, и оплату времени предпринимателя, затраченного на проявление «осмотрительности».
Вызывает особый интерес, что ВСЕ государственные органы открестились от ответственности за правильность той информации, которая содержится в выдаваемых ими же документах. Госорганы заявляют, что регистрируют поданные сведения, не гарантируя их подлинности. Кроме этого, регистрационные органы отмечают, что выдача свидетельства о регистрации не означает, что компания ведёт деятельность, так же как и постановка на налоговый учёт не означает, что компания исправно платит налоги. В итоге получается, что даже наличие у налогоплательщика всего пакета документов от его контрагента, что будет неоспоримо свидетельствовать о его осмотрительности, не повлияет на негативные налоговые последствия для него. Но тогда в чём вообще смысл запроса этих документов?
Аспект конкуренции
Поскольку пакет документов запрашивается у нового поставщика ещё до первой закупки, это может быть использовано в конкурентной борьбе. Разве не является мечтой каждого предпринимателя знать как можно больше о своих конкурентах? А здесь конкурент сам добровольно предоставляет о своей компании самые исчерпывающие сведения, и на их поиск даже не требуется никаких затрат! Напомню, информация является не секретной, однако чрезвычайно сенситивной. Даже не забираясь в далёкие дебри, просто представим, что потенциальный покупатель запросил подобные пакеты у нескольких конкурирующих компаний и сравнивает не только сам продукт, цену и условия поставки, но ещё и сведения о компании — время существования, обороты, количество работников — то есть вводит новый аспект конкуренции, явно проигрышный для молодых, начинающих компаний. Насколько это вяжется с основными принципами рыночной экономики?
Аспект рыночный
Торговля — это прежде всего взаимоотношения, коммуникации, связи. Какую коммуникацию создаёт запрос документов, подтверждающих честность предпринимателя ещё до начала совместной деятельности? Мы воздвигли целую отрасль поддержания добрых отношений с партнёрами через подарки и сувениры, но сколько бы подарков мы ни преподнесли, один запрос документов враз перечеркнёт всю ту пользу, которую они способны принести. Где вообще в жизни вы встретите подобные отношения? Представьте себе, например, что, знакомясь с девушкой/юношей, вы, спросив её/его имя, попросите медицинскую карту и трудовую книжку. Долго продлятся ваши отношения? Или лёжа на операционном столе, потребуете от людей в белых халатах предоставления дипломов и лицензий на проведение операций. Думаете, сохраните здоровье? Так почему же ФНС считает такой стиль поведения вполне приемлемым в деловой жизни?
Получается парадоксальная картина: подчиниться требованиям налоговых органов и в очередной раз «прогнуться» под безумные требования будет означать потерю собственного достоинства и добровольное признание себя «рабом лампы», а игнорировать эти требования значит терять, а вернее не приобретать, новых потенциальных заказчиков, то есть наносить ущерб своему бизнесу. В последние десятилетия в мировом маркетинге создаются модели таких коммерческих ситуаций, в которых все участники в итоге ощущали бы себя в выигрыше. Российские власти создают для своих предпринимателей такие условия, в которых вне зависимости от принятого решения бизнесмен чувствует себя проигравшим.
Российская экономика с 2005 года стремительно национализируется. Не думаю, что это происходит намеренно, просто создаваемые государством условия для малого бизнеса делают его развитие невыгодным, а занятый в нём персонал — нерентабельным. Сегодня процент ВВП, создаваемый государственным сектором экономики, составляет 70 и продолжает расти. Если сейчас же не принять кардинальных мер по изменению ситуации, всего через несколько лет ВСЯ российская экономика плавно упадёт в руки государства, и тогда можно будет в полной мере отметить возврат к советскому прошлому. Не думаю, что это сильно беспокоит чиновников, ибо советская экономика умела хорошо позаботиться о своих бюрократах. Хотя с тех времён людей в стране стало вдвое меньше, а чиновников — втрое больше, что неминуемо повышает нагрузку на каждого жителя России по обеспечению благосостояния чиновничьего аппарата. В Советском Союзе, по крайней мере, жители страны, занятые в реальном секторе экономики, просто кормили бюрократов, теперь же бюрократы решили и свои функции переложить на плечи трудящегося народа, оставив за собой лишь карательные функции.
Всем понятно, что появление таких писем ФНС связано с поставленной властями страны задачей решительного искоренения «обналички». Не вызывает никаких сомнений, что с этим явлением необходимо что-то делать. Однако почему российские власти раз за разом выбирают один и тот же метод — бороться и наказывать? Даже хищные животные более разнообразны в своих действиях, где противоборствуя, где сотрудничая, а где и жертвуя своими преимуществами. В арсенале любой государственной власти также имеется множество способов влияния, поэтому трагично до смеха видеть, что власть пытается искать ответы на поставленные жизнью вопросы вместо того, чтобы углублённо изучать сам вопрос. Ибо только в этом случае стало бы возможным понять, почему противозаконные действия предпринимателей получили такую гигантскую популярность в России.
Нужно же разобраться, почему российские предприниматели готовы платить теперь уже совсем немалые проценты за получение наличных денег. Может быть, государство так жёстко обложило своих предпринимателей налогами и сборами, что никакого другого выхода у них не остаётся? Тогда, если закроются последние лазейки для обналичивания денег, вместе с ними закроются и тысячи предприятий, ибо «делать бизнес» станет просто невыгодно. Такого ли результата пытаются добиться российские власти? По-моему, не нужно быть знатоком сопромата, чтобы понимать, что давить на что-либо можно до определённого предела, дальше может произойти непоправимое.
Как известно, причин «обналички» несколько. Приведу в пример один из них: «чёрные» зарплаты. Почему в малом и отчасти среднем бизнесе зарплаты платят наличкой? Потому что стоимость рабочей силы в России непомерно высока. Производительность труда низкая, а зарплаты искусственно завышены. Чтобы иметь более или менее нормальных сотрудников, предпринимателю приходится «экономить» на отчислениях с зарплат. В Европе никому не придёт в голову работать за «чёрную» зарплату, с которой работодатель не делает, скажем, пенсионных отчислений. Потому что это самым прямым образом влияет на размер пенсии работника. В России отработавший 40–45 лет получает и так-то мизерную пенсию, но самое главное, что его пенсия всего на 1000 рублей больше пенсии того, кто за всю жизнь вообще нигде и никогда не работал! Так какой смысл уменьшать свою зарплату на пенсионные отчисления уже сегодня? А до пенсии ещё дожить надо!
Назначив честную пенсию и гарантировав гражданам её выплату ещё до того, как они умрут, государство может в один миг решить вопрос с чёрными зарплатами. Причём, силами самих же получателей зарплат. То же касается и остальных аспектов «обналички» — всё может быть решено быстро, легко и безболезненно. Не знаете как? Обращайтесь!
Любой предприниматель в любой стране мечтает платить меньше налогов и получать больше прибыли. Этого не удастся изменить никаким правителям и никаким государственным органам, ибо в этом суть самого бизнеса. Но вот понять, что чем мельче бизнес, тем меньше финансовые нарушения, вполне реально. Конечно, огромное количество мелких предприятий сложнее регулировать, чем несколько сотен крупных, но самое большое преимущество рыночной экономики в том и состоит, что она — саморегулируема. Ею не нужно руководить, как это происходило в Советском союзе, чего, по-моему, никак не хотят усвоить российские власти. Главное — стараться не мешать ей, и тогда успех обеспечен. Мелкий бизнес везде является питательной средой государства. Уничтожая его, государственная власть уничтожает основу собственного существования.
С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев