В рамках недавней подготовки материала о благотворительности, я наткнулся в Яндексе на целый ворох творческих модификаций ставшей незаслуженно популярной идеи «Благотворительность вместо сувениров». Не знаю почему, но наибольшее моё внимание привлекли задорные постеры «Благотворительного Фонда Константина Хабенского» (синтаксис оригинала сохранён).
Когда подобные проекты предлагают люди не совсем грамотные и плохо разбирающиеся в реалиях современной экономической и социальной жизни, меня это не расстраивает — их просто жалко. Даже когда лозунг выдвигают профессиональные благотворители, я ещё как-то могу их понять, хотя и не могу принять — они на благотворительности зарабатывает, и чем больше наберут пожертвований, тем лучше будут жить сами.
Но ведь актёры, я надеюсь, на пожертвованиях не зарабатывают? Значит, делают это «от души» и «для души»?
Чем же они аргументируют для себя участие в уничтожении целой отрасли российской экономики — сувенирного бизнеса? Не «благом» же?
И чем мы — производители, поставщики и посредники сувенирного бизнеса — так обидели российских артистов, что они решили активно продвигать инициативу, явно подрывающую финансовую основу нашей отрасли?
Недостаточно громко хлопали в ладоши?
Слишком редко посещали их гениальные спектакли?
Поэтому, я решил в ответ на инициативу Хабенского, предложить свою: «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВМЕСТО ТЕАТРОВ».
И вот, в отличие от российских артистов, у меня собралось достаточно веских аргументов в пользу моего призыва!
Пару лет назад журнал РБК проанализировал работу российских театров и пришёл к неутешительному выводу, что «в России нет ни одного коммерчески успешного государственного театра», а размер госсубсидий в совокупном объёме доходов этих учреждений превышает 75%.
Если театр не может прокормить себя за счёт продажи своего продукта, в данном случае, билетов на спектакли, то какой смысл государству, а значит, всем нам, поддерживать его? Если театр не нужен зрителям, в ещё меньшей степени он необходим налогоплательщикам. А значит, те значительные денежные средства, которые направляются на содержание рабочих мест никому не нужных артистов, государство должно перенаправить туда, где им найдётся значительно лучшее применение.
Я полагаю, закрытие театров не должно сильно расстроить артистов, ранимые сердца которых так сильно бьются в сторону «творения блага». Уж коли идеи социальной справедливости так близки российским творческим деятелям, им будет несложно представить себе, сколько больниц может быть построено на деньги, которые сегодня идут на субсидии театрам. Воображением ведь они не обижены?!
И начать сокращать театры, я полагаю, нужно с Москвы, в которой их почти в десять раз больше (более 250-и), чем в среднем по стране (3,2 на миллион жителей).
Точной цифры количества театров в Москве не существует, хотя желающих их посчитать находилось немало. Доподлинно известно лишь то, что государственных, то есть, получающих немалые дотации, около ста. И если ВСЕ они будут закрыты, то, как видно из таблички, приведённой ниже, государство сэкономит большую сумму денег, а москвичи, полагаю, даже не заметят «потери бойца», так как для их развлечения останется достаточно НЕгосударственных театров.
Можно, конечно, прикрываться различными расхожими фразами, что театр-де — это «истинный храм искусства», что он «занимает особое место в системе культуры», и поэтому сохранение театров является важной государственной задачей. Однако, греческое слово «театр» означает «зрелище», и если зрелище не собирает публики, значит, оно никому не нужно, и, соответственно, никакого места в культуре занимать не может, а создаёт лишь лишнее напряжение в бюджете государства. Авторитет театрального искусства Михаил Щепкин сказал: «священнодействуй или убирайся вон». Я бы не задумываясь выбрал второе!
Но, как видно, подзаработав на невзрачного качества кино- и телепродукции, и на не менее ужасной рекламе, у актёров вдруг вырастает неуёмное желание делиться добром.
Так и делились бы СВОИМ, вместо пропаганды отказа от необходимых мероприятий маркетинговой коммуникации.
Чем актёры компенсируют вред, который нанесут себе компании, согласившиеся на участие в этом проекте?
Российская система государственного финансирования театров является уникальной. Нигде в мире театры не имеют подобных привилегий. К чему приводят «лёгкие деньги» и как распоряжаются средствами налогоплательщиков руководители театров – тема для отдельного разговора.
В заключение же этой, остаётся лишь недоумевать, как уживается в мозгу человека идея «творить добро» одним за счёт разорения других!?
С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев