Сложно поверить, что столь значимый праздник, как Всемирный день выставок (GED – Global Exhibition Day), был учрежден совсем недавно – в июне 2016 года.
Организован он был по инициативе Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI): несколько лет назад специалисты и лидеры отрасли объединились для того, чтобы доказать насколько важную в мире роль играет сфера выставок. GED – это не просто один из дней в календаре, прежде всего, это признание заслуг профессионалов отрасли, продвижение событий как ключевого инструмента экономики, импульс для внедрения инноваций и поддержание высокого уровня отрасли.
- Сергей Павлович, как вы думаете, почему у «выставочников» до 2016 года не было своего профессионального праздника?
Его не было, поскольку отсутствовало понимание огромного влияния выставочной индустрии на развитие экономик, мировой и национальных; как и не было достаточной аналитики и проработки данного вопроса. Но за последние годы появились работы Лондонской школы бизнеса, AUMA (Германия), CEIR (США) и UFI. В свою очередь, Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) проводит множество исследований, обобщая статистику. А с 2014 года на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) стартовали круглые столы и конференции по тематике: «роль торгово-промышленных выставок в продвижении отечественных товаров и услуг на внутренний и внешние рынки». Вывод о том, что власть и бизнес недостаточно осведомлены о таком мощном инструменте как выставочно-конгрессная деятельность — и стал основанием для появления Всемирного дня выставок. Кроме того, раньше не существовало той глобализации, которая появилась за последнее десятилетие. Возникла потребность в прямых каналах общения без посредников.
- А как вообще эта мысль пришла к вам, и почему возникла необходимость установления такого праздника?
Мы начали обсуждать идею его появления еще 7 лет назад в Познани, после семинара по IT-технологиям на одной из неформальных встреч. Анджей Берд, тогда CEO Международной Познанской ярмарки, задал эту тему, но она постепенно забылась. Затем обозначилась вновь в США, но уже на национальном уровне, когда IAEE (International Association of Exhibition and Events) провели день под названием «Выставки как бизнес». Кстати, успешно. В 2014 году меня избрали «инкаминг» вице-президентом UFI и мы с коллегами, обсуждая стратегию развития нашей индустрии, думали, как сделать наши проекты популярными и доступными для понимания людей. Именно тогда я и придумал этот день. В ноябре 2015 года в своей инаугурационной речи на Конгрессе UFI в Милане я предложил проводить Всемирный день выставок.
- Как эту идею восприняли коллеги?
Они на нее сразу отреагировали положительно. В декабре мы уже встретились в парижской штаб-квартире UFI и создали рабочую группу по проведению Всемирного дня выставок – тогда же была придумана и символика. Уже в первый год около 20 стран поддержали празднование, а теперь более 60 государств и около 800 компаний стали его частью.
- Что лично для вас значит Всемирный день выставок, какие чувства испытываете в этот день?
Я горжусь тем, что от имени России мы стали инициаторами GED. Этот день дает возможность неформального общения среди огромного количества организаторов, участников и посетителей выставок, а их почти 400 миллионов. Я рад, что мы можем без посредников рассказать всему миру о наших мероприятиях, городах, о нашей стране, о наших людях, разрушая тот имидж, который нам пытаются навязать иностранные СМИ.
- Есть ли разница между отношением к в России и в других странах?
Да, мне хотелось бы, чтобы у нас к этому дню и к нашей индустрии относились, как в Европе, США или Китае. У нас пока этот день отмечает только сама отрасль, члены РСВЯ. Нас не принимают в Госдуме, как американцев в Конгрессе, о нашем дне мало говорят в СМИ. Пока выставки не станут признанным и важным для всех делом, мы не сможем диверсифицировать нашу экономику и будем зависимыми от товаров из других стран.
- Какой GED для вас стал самым памятным?
Первый, конечно. В июне 2016 года я записал видео-обращение из Парижа ко всем членам UFI на фоне Эйфелевой башни, а обращение к российским коллегам из зала на Стрелке Васильевского острова. Я страшно волновался, чтобы моя инициатива не провалилась, но даже не ожидал такой поддержки, которая сейчас есть. Еще запомнился день, когда я был в Индии, в Хайдарабаде, и там встретил этот праздник.
- Если пофантазировать, каким будет GED в 2035 году? Как вы думаете, будет ли Всегалактический День Выставок?
Думаю, что будет и такой день, но мечтаю, чтобы центром празднования стало Экспо 2035 в Санкт-Петербурге на одном из лидирующих конгрессно-выставочных центров мира – Экспофоруме!
В этом году Всемирный день выставок состоится 3 июня. Самый важный день для отрасли напомнит о той масштабной функции, которую выполняют на сегодняшний день выставки, возрождая и укрепляя бизнес в столь непростой период. Тема GED-2020 – «Выставка – ключ к восстановлению экономики».
Всемирный день выставок проводится ежегодно в первую среду июня с 2016 года. Главной целью учрежденного праздника является признание заслуг профессионалов выставочной индустрии, продвижение выставок как ключевого инструмента для развития торговли и интернационализации, стимула для создания инноваций и поддержания конкурентоспособности компаний. Каждый год Всемирный день выставок сопровождается широким спектром мероприятий, которые организуются международными и национальными организаторами, выставочными центрами, поставщиками услуг, а также национальными и региональными ассоциациями.
В прошлом году к Всемирному дню выставок была приурочена праздничная видеоконференция, к которой присоединились лидеры выставочной отрасли со всего мира. Со стороны России в видеоконференции приняли участие представители Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, члены Российского Союза Выставок и Ярмарок: генеральный директор РСВЯ Сергей Алексеев, исполнительный директор РСВЯ Елена Ублиева и другие ведущие представители российской выставочной индустрии.
Материал подготовлен на основе публикации «ЭкспоФорум Интернэшнл» — www.expoforum-center.ru и открытых источников