В Петербурге полно талантливых людей, как говорится, «с золотыми руками». Но даже наладив своё производство, они опасаются бюрократических препон и неподъёмных налогов. Не понимают, как открыть юрлицо. Не знают рецепта эффективной рекламы. Развеять их сомнения и предубеждения спешат специалисты государственного Центра народно-художественных промыслов, ремёсел и экотуризма (ЦНХП). Третий год они помогают бизнесменам поверить в себя, найти своего покупателя и получить поддержку государства.
От Невы до Ашхабада
Центр поддержки петербургских ремесленников открылся на Маяковского, 42 в рамках федерального проекта «Мой бизнес». Наряду с Центром инноваций социальной сферы, Молодёжного инновационного творчества, а также Центром сертификации, стандартизации и испытаний он является частью большой программы помощи представителям малого и среднего бизнеса. Как минимум — консультативной. Кстати, все юридические советы здесь дают на исключительно безвозмездной основе.
ЦНХП создан в 2019 году. Большая часть его работы пришлась на период пандемии, серьёзно ударившей по многим отраслям мировой экономики. Тем востребованнее стали услуги Центра — обратиться сюда можно удалённо: как по телефону, так и через Сеть. Для бизнесменов, уже сотрудничающих с программой, существует круглосуточный чат взаимовыручки и взаимопомощи в одном из популярных мессенджеров.
Петербургский предприниматель Эльдар Акчурин много лет занимается строительным бизнесом, но со временем захотел разнообразить свою деятельность. Новое направление получилось в прямом смысле слова для души — его небольшое предприятие теперь выпускает эксклюзивные Кораны в авторских кожаных переплётах с золотым тиснением.
Каждый такой Коран выглядит как довольно увесистая коробочка. На ней — сусальное изображение мечети с минаретом, опоясанных полумесяцем. Открываешь — и при помощи хитрого механизма, спрятанного в недрах футляра, раздаётся пение муэдзина. Закрываешь глаза — и представляешь себя утром в старом городе у тёплого моря, где служители ислама призывают умму к молитве. Впечатление волшебное.
Впервые идея сделать такое подарочное издание Корана пришла мне в голову в 2004 году. Тогда губернатор Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко совершила турне по странам Центральной Азии, а на Востоке есть древняя традиция дарить подарки… Но года до 2010-го это было для меня лишь увлечением. Тем не менее, эксклюзивные Кораны моего производства с тех пор есть в библиотеках государственных деятелей ряда стран.
Стоит такая работа порядка $1 тыс. — товар штучный. Тем не менее, господин Акчурин уверен, что в Петербурге желающие приобрести его продукцию найдутся. Об этом он и написал в ЦНХП, связавшись с консультантами в Интернете и попросив о помощи. И вот бизнесмен уже в офисе на улице Маяковского, делится планами и получает советы. В том числе — по рынкам сбыта.
Бизнес-ангелы по-петербургски
Около полувека назад в экономике появился термин «бизнес-ангел» — так называют венчурных инвесторов, которые вкладываются в те или иные стартапы, если видят в них перспективы роста. Это большой риск, но грамотный покровитель неизменно замечает потенциал у тех компаний, которые в скором времени станут расти не по дням, а по часам.
Петербургский Центр промыслов и ремёсел не оказывает прямой финансовой помощи (для этого разумнее обратиться в Комитет имущественных отношений или Фонд кредитования малого бизнеса). Но ценность юридических, экономических, маркетинговых консультаций, которые ЦНХП регулярно даёт петербургским ремесленникам, вполне позволяет назвать специалистов с улицы Маяковского настоящими ангелами-хранителями.
За прошлый год к нам обращались более 1 тыс. раз, и мы смогли помочь 881 предпринимателю. Мы поддерживаем бизнесменов в продвижении их товаров и услуг, развиваем у них навыки предпринимательства, даём консультации в сфере налогового и бухгалтерского учёта, помогаем с маркетинговой кампанией. Скажем, у того же Эльдара не было присутствия в соцсетях — и мы со специалистами-маркетологами составили ему программу действий по продвижению.
Несмотря на то, что сам Эльдар Акчурин остаётся правоверным мусульманином, в его планах заняться также выпуском таких же уникальных подарочных изданий Библии и Торы. Кроме того, кожевенное производство бизнесмена уже потихоньку налаживает выпуск мелких изделий: обложек для паспорта, кошельков, различных чехлов. А главное, ангелы с улицы Маяковского помогли ему с рекламой и рынками сбыта.
Годовой бюджет всего Центра составляет всего порядка 5 млн рублей, что не позволяет оказывать малому и среднему бизнесу ещё и материальную помощь. Тем не менее, при посредничестве ЦНХП начинающий или просто «маленький» бизнесмен получает возможность выйти на большие площадки: городские ярмарки и форумы, крупнейшие выставки и агрофестивали.
Время выйти из сумрака
Одной из ключевых, но во многом недооценённых задач специалисты Центра называют легализацию бизнесменов из «серой зоны». Не все начинающие производители понимают преимущества официальной регистрации своего бизнеса. А между тем, магазины и электронные торговые площадки не возьмут на реализацию даже самые прекрасные керамические изделия, плетёную мебель или кованые розы, если их создатель не существует как юрлицо.
Поэтому менеджеры петербургского офиса всеми силами стремятся объяснить будущему ИП или ООО, что быть «белым» бизнесом — выгодно. Что государственная поддержка малого предпринимателя с лихвой перекрывает необходимость уплаты налогов. Что после выхода из тени производитель и торговец получат возможность доступа к крупнейшим площадкам типа ПМЭФа. Если на Форуме выступил Даня Милохин, то почему бы там не поставить лотки с матрёшками, плетёными вручную корзинами, берёзовыми вениками и вообще любой продукцией петербургских умельцев и мастериц?
Ещё одним важным приоритетом ЦНХП остаётся экологический туризм. Не было бы счастья, да несчастье помогло — пандемия ковида парадоксальным образом подстегнула развитие внутрироссийских маршрутов. В полной мере это касается и окрестностей Петербурга. По словам руководства Центра, сейчас трендом в Ленобласти стали глэмпинги — «гламурные кемпинги», успешно соединяющие комфорт отеля и красоту дикой природы.
По результатам маркетингового исследования, проведённого по заказу ЦНХП, стала заметна разница подходов между компаниями-организаторами экотуров и потребителями. Например, выяснилось, что для граждан экотур – это выезд с рюкзаком и палаткой для сбора мусора, что не может стоить дорого. Платить высокую цену за экоотдых они не готовы. А туроператоры считают, что экотур может стоить достаточно высоко – с соблюдением «зелёных» технологий организации туристических активностей. По крайней мере, теперь они узнали об этой разнице.
В ближайших планах поддержки — компании, занимающиеся агротуризмом. Это необычные иммерсивные туры, где горожанин, никогда не бывавший в деревне, сможет посетить настоящие фермерские хутора, зайти в хлев и конюшню, даже самостоятельно подоить корову или козу! Тема возвращения к истокам, пусть всего на несколько часов, никогда не утратит своей актуальности, а в окрестностях Петербурга поддержит местных производителей: такая экскурсия может сопровождаться дегустацией (и последующим приобретением) только что сделанных колбас и сыров.
Не субсидии, а консультации
Дай человеку рыбу — и он будет сыт весь день. Дай человеку удочку — и он будет сыт всю жизнь. Древний афоризм идеально подходит к деятельности ЦНХП — ведь тут не выдают кредиты малому бизнесу, не субсидируют его деятельность и не занимаются грантами. А вот разобраться с собственной бухгалтерией бизнесмену здесь всегда помогут.
Тем не менее, поток желающих получить именно финансовую поддержку пока не иссякает. Чей-то бизнес подкосила пандемия, кто-то не изжил в себе потребительство, некоторые почему-то считают, что чиновники охотно раздают деньги всем бизнесменам просто по факту их существования. Нет, не раздают. Тут дадут именно «удочку», а не «рыбу».
Я мечтаю, чтобы постоянные обращения к нам за субсидиями, наконец, исчезли. Мечтаю, чтобы было больше доверия между бизнесом и государством. А главное, чтобы наши умельцы смогли, наконец, пробиться на самые высокие площадки и реализовать свой качественный товар! Это же лучше, чем снова закупать китайское, ведь правда?
Во всех структурах проекта «Мой бизнес» работает принцип одного окна. Обратившийся за помощью предприниматель теперь не бегает по инстанциям в надежде собрать все пазлы решения своей проблемы. Общение с профессионалами, которые могут дать дельный совет, стало проще — достаточно обратиться в Центр и вовремя прибыть на долгожданную встречу.
В китайском языке слово «кризис» обозначается тем же иероглифом, что и слово «возможность». И это не случайно. Древние понимали, что даже самые трудные времена войн, голода и эпидемий могут стать точкой отсчёта для чего-то хорошего. Для начала нового дела, нового проекта. В полной мере это актуально и в наши дни: пандемия стала отличным периодом для того, чтобы войти в бизнес. И многие этим уже воспользовались.
И для этого не обязателен статус ИП. Например, в 2020 году статус самозанятых получили почти 50 тыс. петербуржцев. Регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей им не нужно. Их успехи — победа не только для них самих, это выгодно всем горожанам, ведь только за несколько месяцев прошлого года самозанятые перечислили в городской бюджет свыше 105 млн рублей. А то ли ещё будет!
Вряд ли кто-то станет спорить, что быть бизнесменом непросто. И что коммуникация производителя с государством чаще всего сводится к общению с фискалами, мытарями и заполнением несметного количества бесконечных справок. Тем ценнее то исключение, которым стал для петербургских предпринимателей Центр на Маяковского, 42. Центр, что помогает разобраться со всеми документами, определить стратегию развития и выйти на постоянные рынки сбыта своей продукции. Это то самое государство с человеческим лицом, которое все так давно искали.