В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала.
Рождение открытки
Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы — карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки.
Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.
Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне.
Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой.
Первая коллекция пасхальных открыток
Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.
Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.
В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.
Открыточная лихорадка в дореволюционной России
В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.
Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.