На главную Интервью «Раз мы попали в эту субстанцию, то единственный вариант — взбивать её...

«Раз мы попали в эту субстанцию, то единственный вариант — взбивать её до состояния густой сметаны, чтобы не утонуть»

0
1165

Компания «Плюмар» из Великого Новгорода — хороший пример того, что сувенирный бизнес не ограничивается мегаполисами. Стратегия диверсификации работает на региональном уровне, и 30-летний опыт «Плюмар» это подтверждает. О том, как развивать и укреплять бизнес в регионах, рассказал генеральный директор компании Владимир Михайлович Фокин.

Между двух столиц

— Как и все, мы начинали в 90-е годы с очень мелкого бизнеса. Решили заняться канцелярскими товарами, тогда это было актуально. Даже в таком небольшом городке, как Великий Новгород, с населением 200 тыс. человек.

— А близость таких двух крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, не мешают развитию?

— В каком-то смысле наоборот, эти два мегаполиса заставляют поддерживать себя в каком-то тонусе. Надо быть в курсе событий, подхватывать новое и реализовывать. Для нас это был тот стимул, который помог постепенно перейти от узкой ниши канцелярских товаров к бизнес-сувенирам и всему многообразию, которое с ними связано. Сейчас без лишней скромности могу сказать, что за эти тридцать лет пришлось хлебнуть лихолетья. Был 1998, 2008, 2014, дальше можно перечислять каждый год и каждый день. Вся логика переломных моментов говорила о том, что мы не просто развиваем свой бизнес, мы помогаем компаниям идти вперёд. Думаю, под этим лозунгом готова подписаться любая рекламно-производственная организация. Мы выбрали себе лозунг: «Эмоции бесценны, дарить подарки приятно». Это один из основополагающих моментов, которому и я, как директор, стараюсь следовать и пробую продвинуть в этом направлении наших работников. У нас небольшая компания, всего 34 человека.

Но у такой близости к мегаполисам есть и негативные последствия. Наша болевая точка — это кадры. Для таких небольших городков, как наш, это насущная проблема, так как большие города, вроде Питера или Москвы, вычищают у нас кадры подчистую. Безусловно, возможности в мегаполисе несравнимы с небольшим городком в плане профессионального, культурного развития и, безусловно, заработка. Многие ребята, закончив в Великом Новгороде ВУЗ, стремятся попасть в Питер или Москву. Поэтому кадровый голод для нас актуален.

— Как-то удаётся решать эту проблему?

— Мы пробуем создать в коллективе атмосферу товарищества и взаимопомощи. Понятно, что в 25−30 лет у тебя крутится в голове мысль, как больше заработать, но вместе с тем хотелось бы верить, что нам в компании удалось создать среду, в которой людям нравится работать. Есть ребята, которые работают у нас 15 и даже 20 лет.

— Для Новгородской области вы крупная компания в сфере бизнес-сувенирной продукции?

— В городе и области, думаю, в первой тройке компаний, которые занимаются этим направлением в b2b.

— В основном вы работаете в своём регионе?

— Да, большинство наших потребителей в В. Новгороде и Новгородской области, но, безусловно, амбиции распространяются и на Ленинградскую область, и на Санкт-Петербург. Мы понимаем, что наши производственные возможности и профессиональный опыт позволяют делать предложения в том числе московским и питерским компаниям. У нас есть несколько крупных клиентов из других областей, с которыми мы сотрудничаем на протяжении 20 лет и даже более. Может, это немного высокопарно, но, думаю, наш лозунг в полной мере соответствует нашей стезе.

Куда двигаться

— Как развивалась компания?

— Развитие происходило в той логике, которую диктовал характер бизнеса.

  • Первой у нас появилась оперативная полиграфия, то есть печать визиток, буклетов, каталогов.
  • Клиенты стали часто интересоваться интерьерной печатью. Возникла потребность в профессиональных дизайнерах. Появился небольшой отдел из 4-х человек, которые работают как с полиграфией, так и со всем спектром наших подарков.
  • После этого возникла потребность не только напечатать картину, но и оформить. Мы приобрели профессиональное оборудование для багетной мастерской.
  • Появилась своя фотостудия и профессиональные фотографы, которые не только снимают рекламу, но и делают сессионную фотосъемку.
  • В начале 2000-х гг. мы приобрели оборудование для лазерной гравировки.
  • На протяжении многих лет посещали рекламные выставки PSI в Дюссельдорфе и RemaDays в Варшаве, и это подтолкнуло нас замахнуться на приобретение оборудования для сублимационной печати на синтетической ткани — для Новгородской области это был прорыв. Сублимационная печать оказалась очень востребована. Особенно сейчас, когда многие иностранные компании масс-маркета ушли с рынка и появилось много локальных брендов одежды, у которых нет своего производства, но есть идеи насчёт изготовления дизайнерской и корпоративной одежды. Мы пробуем это направление подхватить и развить. При такой печати цвет устойчив к внешнему воздействию. Скорее сам материал разрушится от времени, чем потускнеет.
  • Позже приобрели оборудование и для печати на натуральной ткани.
  • Ещё мы вышиваем на тканях, у нас есть небольшой цех и участок компьютерной вышивки.

— Вы упомянули, что недавно снова обновили оборудование?

— Да, мы приобрели оборудование для персонализации на ткани DTF (direct-to-film). Не буду вдаваться в технические характеристики, но эта технология позволяет делать персонализацию практически на любом виде одежды в полном цвете. Это новое направление в персонализации одежды, особенно в корпоративном направлении.

— Чем эта технология принципиально отличается от других способов персонализации?

— Скоростью изготовления и ценой. DTF позволяет делать брендирование быстрее и, скажем так, за разумные деньги. Можно персонализировать хоть одну футболку или шоппер. Нет какого-то ограничения на минимальную партию. Если в других видах печати разумный порог начинается от 100 или 200 экземпляров, то здесь можно делать персонализацию от одной единицы одежды. Ну, и в текущих условиях преимущество ещё в том, что оборудование производится в Китае, поэтому сложностей с расходниками пока не предвидится.

Как справляться с проблемами

— С какими сложностями сталкивается сейчас сувенирный бизнес?

— Сложности бизнеса очевидны, и в своей оценке я не одинок — снизился горизонт планирования. Другое дело, что «когти рвать поздно», так что надо как-то выкарабкиваться. Всем своим коллегам я говорю: «Раз мы попали в эту субстанцию, то единственный вариант — взбивать её до состояния густой сметаны». Ситуация такая, что ни царь, ни Бог и ни герой нам не помогут — мы можем помочь себе только сами: своей энергией, мозгами, руками — и никак иначе.

— Какие шаги вы для этого предпринимаете?

— Прямо скажу, одно из самых больных мест — это отдел продаж. Пробуем внедрять сейчас диджитал-инструменты, crm. Таким образом мы стараемся повысить эффективность компании. Думаю, не открою большую тайну, что в России эффективность большинства компаний довольно низка. Вот мы у себя и хотим её повысить через внедрение crm-системы. Работаем также над увеличением лояльности наших клиентов, а сделать это можно только через качество услуг.

Сложность и в том, что живого общения, которое происходит во время проведения международных выставок, теперь, к сожалению, нет. Выставка «Реклама» — она хоть и ежегодная, но проходит внутри страны. А какие-то инновации, которым следует остальной мир — они, к сожалению, недоступны. Откровенно скажу — это печально. С каждой международной выставки мы привозили новые идеи.

— Насколько ваш бизнес зависит от поставок из-за рубежа?

— У нас есть импортное оборудование, которому требуются оригинальные расходники. Мы успели закупиться, и есть запасы на какое-то время. Но логистика, к сожалению, нарушена и, например, необходимую запчасть из Италии мы ждём уже год.

— А российские или китайские аналоги могут помочь в решении этих проблем?

— Если говорить о печати на ткани — необходимые экологически чистые краски у нас, к сожалению, не производят. Вероятно, со временем появятся какие-то логистические цепочки из Китая, но остаётся вопрос качества. Вот у нас, например, японское оборудование заточено под родные краски, насколько удастся заменить их другими расходниками, пока непонятно. «Голова» плоттера сейчас стоит порядка 400−500 тыс. рублей, и загубить её из-за некачественных материалов не хотелось бы. То есть проблемы, которые возникли, наверное, решаемы, но пока что тяжело.

— С выполнением заказов уже возникают какие-то трудности из-за проблем с поставками?

— Нет, пока у нас есть определённый запас, который позволяет нам работать примерно полгода, не подходя к критической черте. А как сложится дальше — неизвестно. У самих клиентов больше проблем с финансированием, чем у нас с выполнением заказов. Традиционно многие собственники в первую очередь начинают резать рекламные бюджеты. Но те руководители, которые смотрят на несколько шагов вперед, понимают, что в условиях сжатия рынка, если ты сейчас перестанешь о себе говорить с помощью рекламных инструментов, то будущего у тебя может и не быть. Мысль о том, что можно просто пересидеть бурю и потом воспрянуть, как птица-феникс, на мой взгляд, глубочайшее заблуждение. В условиях нестабильности тебе надо показать клиенту, что ты способен выстоять. Только так можно выкарабкаться и двигаться дальше.

2022 г.

8 (800) 222-52-06
zakaz@plumar.ru
www.plumar.ru

Компания «Плюмар» состоит в Ассоциации МАПП с 2022г.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ