На главную Жюри – 20-21 «Продукция, которую мы выпускаем, должна сочетаться с современностью»

«Продукция, которую мы выпускаем, должна сочетаться с современностью»

0
1369

Георгий Стаханов — член жюри VII Премии МАПП, генеральный директор компании «Лексгруп», Москва.

Интервью было взято во время отборочного тура VII Премии МАПП в Москве. Конкурсанты были представлены на площадке Официального партнера «Державы мастеров — 20-21» — Выставки подарков, домашнего и праздничного декора PRESENTICA (Гостиный Двор) и члены жюри делали свой выбор.

— Юрий, как оцениваете конкурсантов и какие критерии продукта выделяете в первую очередь?

— Я вообще оцениваю всё интуитивно. Но, мне кажется, то, что здесь представлено, очень похоже на декоряд. Хочется видеть, как продвигается отрасль, внедряется что-то новое, а здесь в основном сувениры как подарок. Какого-то функционального смысла в них мало. Например, бокалы с внутренним декоративным наполнением (МАПП.: коллекции декоративных бокалов представляла «Галерея фарфора Лады Быстрицкой», в некоторых категориях заняли призовые места), скорее всего, будут стоять где-то у кого-то в каком-то шкафчике, как слоники на телевизоре.

— То есть вас беспокоит, что практического применения у большинства экспонатов не будет?

— Есть действительно вещи, которые и технически выполнены хорошо, и функциональное значение могут иметь. Но и в них, на мой взгляд, часто какие-то недоработки. Возьмём органайзер для семейных документов А4 (МАПП.: от Flexpocket, кат. «Лидер коммуникации»). Я просто представил, что если все документы в него положить, то он будет выглядеть непрезентабельно: круглый и объёмный. Идея хорошая, но важно, чтобы вещь оставалась удобной, а смотрелась эстетически и красиво. В таком формате я оцениваю практически все работы.

Многие работы воплощают какую-то идею с точки зрения искусства, культуры, и это здорово. Человек себя реализовал и показал, а дальше что? Вроде хорошие, интересные изделия, творческие. Но такие ручные работы не получится делать массово. Возникают сложности с передачей опыта другим людям, значит, и масштабировать тоже не получится.

Опять же, сложности с использованием натуральных материалов. Мы все их любим, и изделий из них было много. Но получается так, что все эти натуральные материалы никакого отношения к защите природы не имеют. Наоборот, мы их забираем у природы для своих изделий. Если их делать массовым тиражом, то нужна какая-то схема переработки материалов.

— Но надо отметить, что на Премии есть разные категории промопродукции. Есть подарки, предполагающие эксклюзивность, но есть и рассчитанные на большие тиражи, в которых не используются редкие материалы.

— Ежедневники? Я бы вообще их убрал из массового обихода. Есть телефоны, и там есть всё что нужно. И записи можно делать, и с Алисой можно разговаривать. Она быстрее напомнит что-то, чем запись в ежедневнике. В прошлом эти ежедневники. В самом деле, что с ними делать? Хранить на полках?

— Какую общую для российских производителей проблему вы бы выделили?

— Проблема у нас простая — вся индустрия находится в подвешенном состоянии… Мы можем заниматься серийными народными промыслами. Но для того чтобы выпускать массовую продукцию, надо менять технологию производства: использовать инновационные методы и технологии, искать производственных дизайнеров. То есть надо менять сам подход — люди должны пользоваться тем, что мы выпускаем.

Допустим, есть у нас брелок из древнего дуба (МАПП.: брелок-оберег «Постучи по дереву» от «Ростр», 3 место «Промопродукция»), но сам по себе брелок для ключей — это уже не будущее, а прошлое. И много таких вещей попадается, о которых производители исторически думают, что они будут работать. Или вот магниты. Сейчас многие холодильники стилизуют под интерьер. То есть магнит на него уже не повесишь. И куда их складывать? На книжные полки? Так ведь и от бумажных книг стараются избавиться, так как носят с собой электронные. За этим будущее. Книги, фотографии — всё это переходит сейчас в электронный формат. Мы говорим о молодёжи, которая за нами идёт, и ей интереснее пользоваться вещами, которые для неё важны сейчас и в удобной для неё форме.

— То есть, по вашему мнению, многие предметы, которые здесь представлены, либо уже ушли, либо уйдут скоро?

— Либо, если молодёжь будет ими интересоваться, то будет относиться как к музейной реликвии. Мы их создаём, считаем новинками, а это — прошлый век. Если делать какие-то вещи, которые интересны молодёжи, то надо их делать такими, чтобы они сочетались с современностью. Даже если использовать натуральные материалы, надо думать о том, чтобы это не наносило вред природе при массовом производстве.

Если говорить об эксклюзивности, то надо смотреть на неё с точки зрения тиража. То есть выпускать ограниченные тиражи, а не штучные продукты. А если выпускать произведения искусства, то вещи превращаются в какую-то музейную роскошь. К примеру, бокалы, о которых я уже говорил. Они изящны, интересно сочетание хрусталя, оргстекла и керамики, но это мгновение. А дальше… Дальше — они не функциональны. Потому что мыть их очень сложно. Получается эффект от них такой, условный. (МАПП.: Это не совсем так, бокалы можно мыть в посудомоечных машинах при температуре не выше 45 градусов).

— Вы видите в этом такое противоречие с их прямым назначением?

— Мы живём здесь и сейчас, нам нужна свобода. А свобода — это не обременение, не нагрузка, не рюкзак впечатлений, который ты с собой носишь. А

ты именно здесь и сейчас, на острие событий. Предметы должны быть такие, которые соответствуют сегодняшним потребностям и интересам.

— Получается, к сувенирной продукции требования такие же, как и к обыкновенной?

— Я бы назвал её сувенирной с точки зрения самого процесса дарения, а дальше это должно быть использовано.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ