На главную История дизайна и рекламы Петер Карл Густавович Фаберже

Петер Карл Густавович Фаберже

0
3010

Ювелир, художник, дизайнер. Имя Карла Фаберже ассоциируется у нас прежде всего с блестяще выполненными ювелирными пасхальными яйцами. Перламутровые портсигары, настольные часы, стаканы в серебряной оправе, брелки-слоники из сердолика и обсидиановые звонки, рамки для фотографий, пепельницы, лупы, термометры, светильники, вазочки, ножи для бумаги, лорнеты – этот ряд изделий, исполненных по его проектам, менее знаком, но имеет непосредственное отношение к истории подарков для особо важных персон.

Зарождение легенды

К середине XIX века Санкт-Петербург стал ювелирной Меккой Российской империи, куда устремились многие ювелиры того времени. Поэтому открытие в 1842 году в Адмиралтейской части города скромного магазина с мастерской золотых и бриллиантовых вещей прошло незамеченным. По происхождению Фаберже были французскими протестантами, покинувшими северный район Франции в ХVII столетии. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России – Лифляндской губернии. В 1846 году, в Санкт-Петербурге, у уроженца города Пярну, купца 2-й гильдии Густава Фаберже родился сын Петер Карл, и именно ему предстояло прославить их родовое имя.

Возрождение легенды

Подробности событий на арт-рынке являются уделом профессионалов и редко привлекают внимание широкой общественности. Однако в апреле 2004 года внимание всего мира было приковано к интриге, разворачивавшейся вокруг предстоящих торгов Sotheby’s. Потомки медиамагната Малькольма Форбса приняли решение выставить на торги хрестоматийную коллекцию Фаберже, включавшую 13 крупных пасхальных яиц, 9 из которых относились к императорской серии. В течение полувека Форбс отыскивал предметы для своего собрания в разных уголках мира, и всего лишь за один день они могли разойтись по рукам десятка частных коллекционеров. Но столь трагической потери удалось избежать – торги были отменены, российский бизнесмен Виктор Вексельберг принял решение выкупить коллекцию единым лотом, и это событие положило начало возвращению в Россию национального достояния.

Коллекция Малькольма Форбса стала основой собрания Музея Фаберже, открывшего свои двери 19 ноября 2013 года в одном из красивейших дворцов Петербурга – Шуваловском дворце на Фонтанке.

Историческая огранка

В 1872 году Петер-Карл возглавил отцовское дело, а благодаря его тонкому художественному вкусу и поразительной энергии фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием. По-настоящему Карл Фаберже стал известен в 1882 году, когда участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Особого восхищения публики и знатоков удостоились копии древнегреческих золотых изделий из раскопок в Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Императрица Мария Федоровна, посетившая выставку, приобрела пару запонок в античном вкусе.

Карл Густавович был реставратором ювелирных изделий, занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Императорского Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Киеве (в 1905–1910 годах) и Лондоне (с 1903 года). Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году, на Большой Морской улице. В доме был установлен сейф-лифт, в нем товар из мастерских, находившихся на верхних этажах, доставляли в торговые залы на первом этаже. У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например, Матильда Кшесинская.

Сын Карла Фаберже Агафон постоянно работал в качестве эксперта в Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа, был экспертом при переоценке коронных бриллиантов. По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского. По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял за рубежом, было той отраслью художественной промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе.

Современная оправа

Шумановский дворец в Санкт-Петербурге оказался достойным вместилищем для шедевров великого мастера. Основное здание было заложено в XIX веке, в 1846 году дворец стал подарком к свадьбе Шуваловых-Нарышкиных, а в течение XIX века там бывали Пушкин, Вяземский, Крылов, Карамзин, Брюллов. Во время Первой мировой войны дом служил лазаретом, а по итогам Октябрьской революции был национализирован и отдан под самые разные учреждения – органы печати, технические службы, даже Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

В 2006 году Шуваловский дворец был передан Культурно-историческому фонду «Связь Времен» в долгосрочную аренду. В течение шести лет реставраторы восстанавливали утраченное убранство дворца, великолепный «воздушный» купол, парадную лестницу и интерьеры гостиных, в которых сегодня располагается коллекция музея.

«В течение десяти лет фонд «Связь времен» отслеживает появление шедевров русского ювелирного искусства в Европе, Азии, Северной и Южной Америках», – рассказывает Владимир Сергеевич Воронченко, председатель правления фонда «Связь Времен» и директор Музея Фаберже. – «Все это время велась активная работа с ведущими аукционными домами, профильными журналами и экспертами. Для будущего музея фондом приобретались произведения Карла Фаберже, а также других знаменитых русских ювелиров XIX и начала XX веков. Мы смогли вернуть эти шедевры на родину, туда, где они и были созданы, и гордимся этим».

Лавры прошлого

Международный дебют на выставке в Нюрнберге в 1885 году принес Фаберже золотую медаль. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году он получил и золотую медаль, и почетный диплом за представленные внеконкурсные изделия.

В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы.

«Ландыш» из коллекции пасхальных яиц

На Всемирной выставке 1900 года в Париже Карл Фаберже был членом жюри по классу ювелирных изделий, и вне конкурса в столице Франции экспонировались пасхальные яйца Фаберже, предоставленные царской семьей, миниатюрные копии государственных регалий и другие предметы прикладного искусства. За мастерство ювелир был награжден высшим французским орденом Почетного легиона и памятной медалью выставки. Разного рода награды получили также его сыновья и выдающийся ювелир Михаил Перхин – создатель пасхальных яиц, крестьянин из Олонецкой губернии.

Карл Густавович был награжден различными российскими и иностранными орденами, а в 1910 году ему пожаловали звание мануфактур-советника и придворного ювелира.

Триумф настоящего

В собрании Музея более 4 000 предметов декоративно-прикладного искусства работы Фаберже и его великих современников. Но уникальность коллекции – в подлинных исторических артефактах, составляющих портрет целой эпохи.

Императорская семья питала к «королю ювелиров и ювелиру королей» глубокое уважение и высоко ценила его талант. Так, получив яйцо «Орден Святого Георгия» 1916 года, которому суждено было стать последним в императорской пасхальной серии, вдовствующая императрица Мария Федоровна писала сыну: «Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво». Но и помимо венценосных заказчиков имена клиентов Фаберже хорошо известны нам в контексте не только российской, но и мировой истории и культуры: Юсуповы, Нобели, Вандербильт, Кшесинская и др. А Иван Бунин получил ювелирный шедевр Фаберже – хрустальную яхту под серебряными парусами – в честь 25-летия творческой деятельности от московского литературного кружка «Среда», куда помимо Горького, Куприна, Андреева входил и Федор Шаляпин.

Людей с такими разными судьбами, вкусами и характерами объединяло признание бесспорного таланта великого ювелира Карла Фаберже. Не это ли свидетельство подлинного искусства, понятного и близкого всем и каждому! И сегодня, рассматривая предметы из собрания Музея, мы отмечаем в них высокое мастерство и дух новаторства, уважение к национальным традициям и глубокое понимание мировой культуры.

Точка невозврата

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии. После Октябрьского переворота фирма Карла Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже – царскую семью и само предприятие, владелец которого покинул родину в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Музей Фаберже Культурно-исторический фонд «Связь времен»
Санкт-Петербург
набережная р. Фонтанки, дом 21
Шуваловский дворец
www.fabergemuseum.ru

По материалам журнала «Лидер МАПП»: Петер Карл Густавович Фаберже // — 2016. — № 41 (онлайн-номер, июнь).- С.34-37.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ