Начну с уточнения: проекты и инициативы МАПП никого не могут обижать и никого не дискриминируют. Да, мы созываем Съезд российских производителей. А что прикажете делать РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? Собирать съезд китайских производителей? Кстати, в МАПП имеется всего два проекта для российских производителей: Премия «Держава мастеров» и теперь ещё «Съезд производителей». Остальные мероприятия: «Сувенирная неделя Петербурга», журналы «Профессионал» и «Лидер», новостной портал и еженедельные новостные рассылки предназначены для ВСЕХ участников отрасли. Вы в них принимаете участие?
Вы уже ответили себе на поставленный мной вопрос?
Тогда продолжаю: отчего же вы негодуете на какие-то проекты, в которых вы НЕ МОЖЕТЕ принимать участия в силу того, что не являетесь российскими производителями?
Мне постоянно приходится слышать и читать о каком-то мнимом «противостоянии» МАПП с кем-то или чем-то. То с каким-то личностями отрасли, то с какими-то организациями. Я хотел бы раз и навсегда ответить на это: МАПП НИ С КЕМ НЕ БОРЕТСЯ И НИКОМУ НЕ ПРОТИВОСТОИТ. Все проекты МАПП располагаются исключительно в положительной части оси координат. Наш метод сотрудничество, мы активно предлагаем всем и каждому. У МАПП всегда было и остаётся лишь одно условие: ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ.
Если кто-то из коллег ощущает какое-то противостояние, одной из сторон которого является МАПП, то это не значит, что противостоит наша ассоциация, а только, что кто-то или что-то противостоит ей. МАПП как река, течёт плавно и бесстрастно в выбранном направлении. Нельзя винить реку в том, что она точит камни, брошенные в неё, чтобы преградить её течение.
Для понимания смысла проектов и инициатив МАПП, необходимо прежде всего оторвать глаза от собственных карманов. Рассматривая их с точки зрения личной выгоды, в них логики, действительно, не найти. Про это писал ещё маркиз де Кюстин: «Шпион верит только в шпионство». Видимо, от недоумения остаётся лишь генерировать суждения вроде того, что проекты МАПП являются «инструментами конкуренции». На самом же деле, это звучит нелепо даже как гипотеза. Привлечение такого количества ресурсов для выполнения такой локальной задачи в такой маленькой отрасли, не только не является разумным, но было бы признаком полного безумия или, в лучшем случае, вариантом «стрельбы из пушек по воробьям».
Но ещё больше в этом комментарии меня удивило то, что в отрасли ещё есть люди, которые за почти двадцать лет существования МАПП так до сих пор и не поняли, что наша ассоциация является ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. У МАПП имеются учредители, участники, партнёры, спонсоры, попечители и небольшая, но звучноголосая группа «доброжелателей». А вот КОНКУРЕНТОВ нет, поскольку МАПП НЕ ЗАНИМАЕТСЯ БИЗНЕСОМ!
Как обычно, когда речь заходит об отечественном производители, сразу выплывают на поверхность рассуждения о низком качестве. А какие, простите, ассоциации вызывает у вас словосочетание «китайское качество»? Не эту ли продукцию называют собирательно «китайщиной»? И не она ли является для большинства жителей России синонимом дешёвой некачественного ширпотреба? Так это или не так – другой вопрос, но почему-то покупать её и везти через полмира ни для кого не зазорно, в отличие от приобретения продукции у отечественного производителя.
За пять лет существования Премии МАПП «Держава мастеров» я познакомился с различными образцами российского производства. Они действительно разные, и чего греха таить, далеко не все из них язык повернулся бы назвать качественными. Но ведь вопрос качества, в конечном итоге, зависит от объёмов продаж, то есть, от достаточности ресурсов на развитие. Пока российские изделия будут продаваться плохо и мало, их качество неминуемо будет отражать это. Лишь опыт плюс ресурсы могут исправить положение. Ждать, что производитель, сидящий без заказов, сможет с каждым изделием повышать уровень качества, смешно!
На глазах молодых людей произошло лишь формирование общественного мнения по отношению к китайским товарам. На памяти старшего поколения, особенно имеющего международный жизненный опыт, имеются также примеры Тайваня (90-е годы), Гонконга (80-е годы), Японии (70-е) — продукцию которых склоняли на каждом углу так же, как это сейчас происходит в отношении изделий китайских. Я лично помню время, когда иметь японский магнитофон Sony было дурным тоном. Японская дешёвка! Хорошими тогда были Grundig, Telefunken и Philips. Японские машины называли «рисовыми банками» (хотя я никогда не видел, чтобы рис продавался в банках)! А в начале ХХ века (это уже знают только историки, поэтому придётся принять мои слова на веру) также относились к товарам, выпущенным в США. Это было дешёвое барахло, которое человек достойный ни в коем случае не должен был покупать.
Обладая знаниями и мозгом, способным их анализировать, нетрудно догадаться, что и российское производство будет развиваться по тем же схемам: от плохого к хорошему. Но только если найдёт своего заказчика. ЧЕМ И ПЫТАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ МАПП.
Меня честно расстраивает чтение комментариев по поводу употребления нами обычных слов русского языка, типа: «съезд», «союз», «делегаты» и т.п., которые кому-то что-то «напоминают». Словесный фетишизм был свойственен первобытным людям, во времена, когда не существовало иного инструментария организации социальной жизни.
Мне вспоминается рассказ профессора-историка, который в 80-е годы угодил на «зону». После освобождения он написал монографию, доказывавшую, что характер отношений и поведения заключённых находятся в полном соответствии с признаками первобытнообщинного строя. И это понятно, но почему россиянину, не имеющему уголовного прошлого и не рассчитывающего приобрести его в будущем, нельзя, например, предложить «садиться», а только «присесть». Откуда этот фетишизм и суеверие? Неужели никто не понимает, какая дремучая темнота стоит за всем этим?!
А разве «съезды» с «делегатами» созывались только Коммунистической партией Советского Союза? Нет, американские демократическая и республиканская партии также регулярно собираются на СЪЕЗДЫ, и допускаются на них исключительно ДЕЛЕГАТЫ. Во всём мире все политические, общественные и гражданские организации собирают именно «делегатов» и именно на «съезды». Почему ни одно из этих мероприятий не приходят в голову тем, кому эти слова «что-то напоминают»?
По-моему, если у кого-то не возникает при слове «съезд» никаких иных ассоциаций, кроме «совка», то это нужно скрывать. Или скудоумие теперь также в моде, как и невежество?
Расстраивают цены на российскую продукцию? А кто создал такое предложение на бизнес-сувенирном рынке, в которое современный российский производитель не может поместиться? Не мы ли сами? Я начал в России с продажи рекламных ручек финского производства. Они были слишком дороги даже для рынка Финляндии, не говоря уже о России начала 90-х. Но я вполне успешно продавал их три года. Их покупали те компании, которые заботились о своём имидже, и которые могли себе это позволить. Помогало отчасти то, что у финских товаров после яиц и женских сапог советского импорта была репутация качественного товара. Затем появились конкуренты, которые повезли более дешёвые китайские ручки, сначала с европейских складов. Потом у них появились тоже конкуренты, которые освоили «серые» схемы импорта этих же китайских ручек из Европы. А уж затем ручки повезли непосредственно из Китая, и по «серым» схемам. Сегодня рекламную ручку можно купить за 3 рубля, однако, при условии, что покупателю должно быть наплевать на имидж его компании. Поэтому продать такое барахло можно только за откат.
ТАКИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ нам нужно было воспитать за 25 лет истории нашего бизнеса?
Это ПОТРЕБИТЕЛЬ виноват в таком развитии событий?
Или рынок?
Я уверен, что исключительно жадность поставщиков: заработать во что бы то ни стало, даже ценой обрушения рынка. При этом, никто не стесняется об этом рассказывать, гордо заявляя: «Мы обвалили рынок»! Что тут скажешь: МОЛОДЦЫ!
В общем, что строили, в том и живём.
Поймите, я никого не обвиняю и не жалуюсь на несчастную судьбу. Но мир полон историй ценовых войн на самых различных рынках самых разнообразных государств. Об этом можно написать многотомный труд. И тем не менее, общим для всех этих историй будет то, что такая политика ВСЕГДА приводит к негативным последствиям именно для ПРОДАЮЩЕЙ СТОРОНЫ. Загнать себя в угол, снижая цены до такого уровня, когда изделия уже невыгодно продавать, а по более высокой цене их никто не покупает, очень просто. Найти выход из этого положения несравнимо сложнее. И упование на дешёвую китайскую продукцию уж точно не является этим выходом. Во всяком случае, для России.
Почему у уважаемых коллег (оказывается) имеется представление, что отношения с китайским производителем необходимо «выстраивать», но это понимание сразу пропадает, когда речь заходит о производителе отечественном?
Или российские производители должны сами уже приходить «строем» к своим клиентам? Почему «строительство» отношений с отечественным производителем начинается и заканчивается единственным вопросом: «Сколько стоит», как это и прозвучало в одном из комментариев?
Да потому, что никто и не думал у него ничего покупать. И мотив вполне тривиален — страх. Китайский производитель далеко, да и импорт в России — процесс технологический, далеко не всем доступный. А вот российский производитель он ведь рядом, говорит по-русски и доступен для всех коллег и конкурентов. Поможешь ему, а потом все начнут покупать у него, минуя тебя, родного…
Страх, в основе которого лежит жадность, вот что является реальным препятствием к «выстраиванию отношений» с местным производителем. И если такая, с позволения сказать, «осторожность» хоть как-то может быть оправдана в отношении больших компаний отрасли, у которых и расходы гигантские, то чему радуются мелкие компании я никак не возьму в ум?!
Ну хорошо, судя по комментариям, не всем нравятся слова русского языка, нет желания покупать российские изделия и нет намерений оказывать поддержку российским производителям. Как же тогда самоидентифицироваться? Кем ощущать себя? Ведь нахватавшихся по «фейсбукам» всяких там «хештэгов» и «гаджетов» в американцы не примут. И даже в китайцы вряд ли возьмут, несмотря на заслуги перед китайской экономикой. А если продолжать жить в России, то разве не лучше, чтобы окружающая среда, по крайней мере, оставалась пригодной для этого?
ЭТО НЕ ПРОПАГАНДА, А ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ!
В 2009 году я беседовал с партийным боссом провинции Кантон. Он с гордостью заявил мне, что средний класс, оценивая по европейским меркам, составляет в Китае 200 миллионов человек. А совсем недавно я прочитал, что к 2022-му году в Китае представителями среднего класса будут 650 миллионов человек. То есть, более 30% населения! Всего за 13 лет, таким образом, средний класс в Китае вырос более, чем в 3 раза. В России за последнее десятилетие количество представителей среднего класса изменилось в таком же соотношении, только с другим знаком. Если в 2008-м было 18%, то к 2017-му осталось 5%! Ещё одна такая «десятилетка» и в России останутся только богатые и бедные. При этом, как мы знаем, у всех российских богачей имеется запасное гражданство, и как только у бедных деньги закончатся окончательно, они воспользуются своими иностранными паспортами.
ТАКУЮ СТРАНУ ХОТИМ СТРОИТЬ?
На последнем съезде коммунистической партии Китая, её председатель заявил, что к 2035-му году его страна будет занимать первое место ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Я ни на секунду не сомневаюсь, что так это и будет. С моей помощью или без неё. Но мне это, по большому счёту, безразлично. Это лишь любопытный факт. А вот где в это время будет находиться Россия, мне совсем не всё равно.
Не ради себя.
В конце концов, я могу и не приезжать в Россию вовсе, наслаждаясь природой Финляндии, а ради тех, кто живёт здесь и намеревается продолжать это делать.
В кругу моего общения большое количество русских людей, которые приезжая в Финляндию не устают поражаться чистоте воды и воздуха, не загаженным берегам водоёмов, хорошему качеству дорог и фонарям над лыжнёй в лесу. Но, к сожалению, мало кто из них отдаёт себе отчёт в том, что это не марсиане всё тут наладили, и даже не президенты с их премьер-министрами, а ВСЁ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ЕЖЕДНЕВНЫХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ КАЖДЫМ ГРАЖДАНИНОМ СТРАНЫ. Не ломать, не бросать, не портить, не воровать, не считать, что ВСЁ ТВОЁ заканчивается забором твоего участка или наружной дверью твоей квартиры.
Сколько лет потребуется россиянам для понимания этого? Надеюсь, с помощью МАПП меньше, чем без неё.
А ВЫ НА ЧТО НАДЕЕТЕСЬ?
Я так и не смог понять, почему значение отечественного производства увязывается с тем, что мы живём в ХХI веке. Ни одна из стран, в которые состоятельные граждане России посылают своих детей учиться с надеждой на то, что и жить они останутся там же, не миновала производственного этапа в своём развитии. Все остальные формы экономической деятельности имеют форму пирамиды, и действуют подобно казино, где казино всегда в выигрыше, как и небольшая кучка игроков. Но весь их выигрыш обеспечивается проигрышем основной массы играющих. И только наличие диверсифицированного производства, силами, в основном, малых и средних предприятий, способно принести благосостояние ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ СТРАНЫ. Пока в России, по крайней мере, половина валового продукта не будет производиться малыми производителями (сегодня 20%, в планах властей — 40% к 2030-му году), желательно проектами самозанятости, где уровень осознанности и ответственности наиболее высок, ни о каком благосостоянии можно и не мечтать.
Каждый раз, когда я начинаю писать о положении дел в нашем бизнесе и вообще в России, мне приходит на ум один и тот же старый советский анекдот про Чапаева, который «кайф ловил». Приводить его здесь не буду, так как он не совсем салонный, но если кто его не знает или забыл, могу при встрече напомнить.
С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев