На главную История дизайна и рекламы Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы

Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы

0
1685

Национальная электронная библиотека запустила новый онлайн-ресурс, где доступно 8000 книжных памятников — старинных книг и рукописей, гравюр и плакатов, нотных изданий и географических карт. 

Книга «Апостол»

До 1564 года на Руси вышло шесть книг в анонимном издании — без указания места, года и печатника. А в середине XVI века Иван IV приказал устроить в Русском царстве типографию. Она была открыта на средства из царской казны. В апреле 1563 года книгопечатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец начали работу над первым изданием — книгой «Апостол». В марте следующего года она была готова. «Апостол» стал первой точно датированной печатной книгой России.

Мастера украсили издание ксилографическими заставками и инициалами, впервые в книгопечатании появилась гравюра с изображением апостола Луки — он считается автором Деяний Апостолов. Этот текст предназначался для домашнего или келейного чтения (так называемый Апостол-четий). Но поскольку книга разбита на зачала и уставы, она была приспособлена и для богослужений.

Основу издания составляют Деяния и Послания Апостолов. Всего в корпусе — 22 отдельных произведения. В конце книги есть послесловие, из которого можно узнать имена типографов, даты создания книги, а также исторические факты о книгопечатании на Руси.

Атлас Сибири Семена Ремезова

Это первый русский рукописный географический атлас. Его создал в 1701 году картограф и энциклопедист Сибири Семен Ремезов. При составлении атласа Ремезов опирался на чертежи прошлых лет, земельные и военные описания, расспросы служилых людей и местных жителей.

По традиции русских чертежей на картах нет градусной сетки и масштаба, а ориентированы они не на север, а на юг. Сами чертежи не отличаются геометрической точностью. Зато огромная территория Сибири показана довольно полно — еще много лет геодезисты не могли превзойти Ремезова.

На чертежах много текстов с подробным описанием Сибири и примыкающих к ней территорий Средней Азии, Монголии и Китая. Показаны рельефы, речная сеть, озера, уделено внимание и растительности, представителям флоры и фауны, указаны населенные пункты, крепости, дороги и расстояния. Охарактеризовал Ремезов и народы, населяющие Сибирь. Впервые в чертеже верно отобразили речную сеть этой местности.

Ботанический журнал Пакстона

Ботанический журнал Пакстона выходил с 1834 по 1849 год, всего было издано 11 томов. Это один из самых популярных журналов по ботанике.

Экземпляр Национальной электронной библиотеки принадлежал императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. В нем есть вручную раскрашенные гравюры, впервые в журнале были представлены изображения бразильской орхидеи и цветущей глицинии.

Джозеф Пакстон — английский архитектор, садовод и ботаник. Он прославился тем, что занимался благоустройством садово-парковых территорий. Именно он придумал конструкцию из стекла и металла, для которой не нужны были внутренние перегородки — по типу современных оранжерей. В 1837 году он возвел Великую оранжерею — самое большое на тот момент стеклянное здание в мире. Пакстон был первым, кому удалось в тепличных условиях вырастить и добиться цветения виктории амазонской — водного тропического растения.

Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании

В XVIII веке в народных картинках — лубках — появились новые сюжеты и жанры. В середине этого столетия стали распространяться новости, отпечатанные в технике гравюры на дереве или металле. Истории про чудеса и чудищ в пересказе художников подавались под видом реальных случаев. Бытовали картинки о явлении над городом Шлонским удивительного зверя с головой человека. Был и лубок про быка, который не захотел быть животным и заделался мясником.

Народная картинка из коллекции Национальной электронной библиотеки — одна из таких невероятных новостей. Надпись слева сообщает о найденном в Испании «чуде лесном»«Фигура онаго чюда, которое обрели в Гишпании салдаты, на охоте ходечи в лесу… и повеле его гишпанский король окрестить и привесть в католическую веру…» Справа — фигура огромного человека, покрытого шерстью, с птичьим хвостом и головой необычной формы. Рисунок сопровождает подпись: «Копия из гишпанского местечка Вигоса от 6 апреля. Фустинскаго села рыбаки поимали чюдища морское или так называемого водяного мужика… морское чюдо имеет от головы до ног пол 6 фату длины… оное выписано ис печатных Санкт-Питербурских ведомостеи, полученных маия 20 дня сего 1739 года…»

Плакат «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» в Москве»

Долгое время китайские мотивы использовали в оформлении рекламы для товаров, которые ассоциировались с Поднебесной, — чая, экзотических предметов, парфюмерии. Но на плакате товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель» китайские подписи и образы были добавлены не для антуража. Эта реклама 1911 года — одна из первых экспортных в России.

У фирмы «Эмиль Циндель» были склады не только в Москве и Нижнем Новгороде, но и в Китае, Ташкенте, Узбекистане. Плакат, рекламирующий набивные ткани товарищества, предназначался для маньчжуров и ханьцев — этнических китайцев.

Свою историю товарищество «Эмиль Циндель» ведет с 1825 года — тогда в 1-м квартале Серпуховской части, на берегу Москвы-реки, была основана набивная фабрика. У ее истоков стоял химик-колорист из Германии Георг Штейнбах. Именно при нем стала развиваться ручная набивка цветных рисунков. Но известной фабрика стала при Эмиле Цинделе. О производстве того периода говорили, что набивные ткани «разных цветов и узоров отличаются совершенством работы и изящностью рисунков, равняясь в то время с лучшим заграничным товаром этого рода». В 1874 году, после смерти Эмиля Цинделя, его наследники организовали товарищество на паях. Фирма выпускала модные коллекции тканей с изящными рисунками, внедряла новаторские технологии крашения и славилась по всей стране.

Концерт Симфонического оркестра, воскресенье, 9 августа 1942 года

В фонде Российской национальной библиотеки часть коллекции посвящена обороне Ленинграда. В собрании — более 20 тысяч афиш концертов, спектаклей, цирковых представлений, пригласительных билетов и различных этикеток, которые рассказывают о культурной жизни города в период Великой Отечественной войны и блокады.

Эта афиша посвящена одному из знаменательных культурных событий в блокадном Ленинграде — первому исполнению Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в городе. Композитор создал ее в 1941 году, позже симфония стала музыкальным символом блокады.

Афишу удалось напечатать лишь в нескольких экземплярах. Одна из блокадниц вспоминала: «Когда мы увидели афиши на улицах, что в филармонии будет концерт, мы не помнили себя от радости. Не могли себе представить, что у нас прозвучит Седьмая симфония Шостаковича…»

Премьера прошла 9 августа 1942 года, оркестром дирижировал Карл Элиасберг. Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям. Ее слышали не только жители осажденного города, но и немецкие войска, стоявшие под Ленинградом. Позже двое туристов из ГДР признавались Элиасбергу: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Информация взята с портала Культура РФ – www.culture.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ