На главную Жюри Премии 2019 «Если бизнес прибыльный, он и без государства выживет»

«Если бизнес прибыльный, он и без государства выживет»

0
2342

Игорь Николаевич Хмелев, основатель Фабрики Санта Клауса (Москва), директор Фабрики 1 Мая (Пензенская область), руководитель проекта «Музей Фабрика ёлочных игрушек» (Москва, Санкт-Петербург, Казань), организатор выставки «Формула Нового года» (Сокольники, Москва)

— Вы с МАПП дружите уже давно, побывали и в роли конкурсанта, и в роли члена жюри, можете наблюдать в динамике изменения, которые происходят в сувенирной сфере. Как вы оцениваете состояние отрасли, растёт ли заинтересованность самих производителей в участии в подобных конкурсах?

— На самом деле, действительно, благодаря заслугам МАПП количество экспонатов неуклонно увеличивается каждый год. Они действительно эту тему активно популяризируют и вносят свой вклад в развитие сувенирного бизнеса в России. По сути этот конкурс отражает внутреннее состояние отрасли. Она очень небольшая, по большей части это частный, семейный бизнес, личный. Это накладывает определённые ограничения. Далеко не все могут представлять достойную продукцию, продукцию разных ценовых категорий и разных качественных уровней. Это точное отражение состояния отрасли.

— Учитывая сказанное вами, испытывает ли российский производитель конкурентное давление со стороны более крупных иностранных, в частности, китайских производителей?

— Сувенирка существует всё-таки в разных форматах, и, если говорить о китайском массовом производстве сувениров, то какая-то их часть сейчас замещается российским производителем. Но, безусловно, с этой империей соперничать очень сложно и по цене, и по тиражам. Российское производство зачастую не в состоянии производить большие объёмы, и это как раз проблема кустарности отрасли. Если говорить о моём направлении — производстве ёлочных игрушек — то у нас процент китайских товаров не очень большой. Хотя не могу сказать, что всё остальное — это российское, очень многое поставляется из стран бывшего СССР: в основном из Украины, Беларуси, Казахстана, ну, и сама Россия, конечно, тоже производит. Поэтому есть примеры замещения товаров в отрасли. Мы двигаемся к глобализации… Кроме как административными мерами бороться с этим сложно. Тем более на таком маленьком рынке, как сувенирный — практически невозможно.

— На каком уровне российский производитель может соперничать с более сильными конкурентами? Если мы не можем брать объёмом и ценой, то чем можем зацепить?

— Прежде всего мы можем брать сроками. С одной стороны, у нас есть российский производитель, который не может производить большие объёмы, но с другой стороны, у нас есть российские менеджеры, которые зачастую не могут заранее планировать заказы. Основная боль российских сувенирщиков в том, что клиенту всё надо было ещё вчера. И он начинает выбирать либо из готовых складских позиций, которые в том числе могут быть и китайскими, либо обращаться к российскому производителю, который может произвести то, что ему надо, в приемлемые, иногда в кратчайшие сроки. Могут буквально за ночь произвести продукцию и представить её на утверждение. Поэтому в первую очередь это сроки, а насчёт цены — я не могу сказать, что цена на китайские товары значительно ниже российских аналогов. Так что проблемными остаются только тиражи, но большинству клиентов нужны очень маленькие тиражи. Они не заказывают десятками тысяч штук, им нужны 50 штук, 100, до тысячи, и это не китайские тиражи. Поэтому многие сувенирные вещи заказываются в России. То есть, малый бизнес заказывает у малого бизнеса.

— Какие проблемы сейчас актуальны для российского производителя помимо конкуренции с «Китаем» и ограниченных сроков производственного цикла?

— Есть ещё такая проблема: многие заказчики сейчас работают через аукционные тендеры, и участие малых компаний-производителей в тендерах не всегда для них экономически оправдано. Не факт, что ты выиграешь, а сил потратишь много. И ещё одна проблема — это отсрочка платежей. Многие крупные компании работают с отсрочкой платежей, а для небольших фирм отсрочка платежа в 90 дней зачастую бывает просто не реализуема. Это основные проблемы, на мой взгляд, которые я сейчас вижу.

— Теперь о Премии МАПП. Как вам кажется, нужны вообще подобные конкурсы для довольно узкого сектора экономики?

— Безусловно. Тем более, на таких новых рынках как раз и надо кого-то выделять, нужны какие-то механизмы для выделения лучших и получения экспертных оценок. Даже на таких маленьких рынках есть какая-то конкуренция, существуют производители похожих товаров и производитель уникальных товаров, которые не производит больше никто. К вопросу об уникальности. Вспомнил ещё одну проблему российского производителя — это отсутствие креативных идей. То есть, сами производители и агентства не вырабатывают креативных идей потому, что не всегда на них есть потребитель. У самих заказчиков тоже наблюдаются проблемы с креативными идеями. «Ну, давайте закажем ручку или другой стандартный товар, или придумайте нам что-нибудь». Опять же, если это небольшое производство — у него просто нет ресурсов для того, чтобы придумывать «что-нибудь»; и часто это придумывание оборачивается тем, что клиент либо не заказывает — не утверждает, например, руководство — либо, что ещё хуже, идёт в более крупную компанию, где покупает это дешевле или берёт аналог. Хочется, чтобы была какая-то витрина для этих идей, чтобы человек мог хотя бы сказать, что это я придумал, и уже будет какая-то возможность апелляции к этому. Защитить эти идеи на уровне маленького производства — невозможно. То есть, даже если у тебя будет авторский патент, ты больше потратишь денег на суды, чем получишь в случае выигрыша.

— Отрасли нужна поддержка со стороны государства?

— Я вообще считаю, что большую часть бизнеса не должно поддерживать государство. В целом, административный ресурс может создавать какие-то общественно-полезные мероприятия. Это конференции, диспуты, встречи. Да, это было бы неплохо. И, в данном случае, в Санкт-Петербурге это гораздо лучше развито, чем, например, в Москве. В Москве такие активности не замечаются, видимо, там есть другие приоритеты, а здесь видно, что администрация Санкт-Петербурга беспокоится о ремесленниках в том или ином виде. Особенно в последние три года я вижу, что таких мероприятий стало много. Какие-то сайты делаются, информационные витрины, как-то взаимодействуют с туристическими центрами Санкт-Петербурга. А в целом, если бизнес прибыльный, он и без государства выживет. Даже если брать государственный аппарат, то там очень мало экспертов по этой отрасли, поэтому оценить эффективность они здраво не могут, а самым лучшим оценщиком эффективности производства является рынок. Если тебя покупают, то ты и без государства выживешь, а если не покупают, то и государство не поможет.

www.31-12.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ