«Совместить приятное с полезным» – кажется, точнее о поездке на выставку в незнакомую страну и не скажешь. Однако английский эквивалент mix business with pleasure звучит еще более убедительно. За этим «миксом» мы и отправились впервые на Rema Days. Лично увидеть вторую по величине промовыставку Европы, осмотреть две польские столицы – Варшаву и Краков – и попробовать местную кухню.
Рекламная выставка для Варшавы – событие. Бесплатные автобусы от железнодорожного вокзала и аэропорта. Ряды флагов с рекламой участников за километры до выставки и два «взрослых» павильона, полностью занятых рекламщиками. Внутри даже немного тесновато. Ряды между стендами по ширине напоминают улочки старого города (из-за чего даже возникают пробки!), но глаза нас не обманывают. Посетители не просто есть. Их – много. В одном павильоне западные каталожные «монстры» PSI. В другом – интересные местные компании и компании из Восточной Европы. Продукция – от обязательных текстиля, канцелярии, посуды, электроники до штучных вещей: изящных городских магнитов, сделанных вручную в противовес китайским, затейливой кожгалантереи или чая, прессованного в виде маленьких мармеладных мишек. Отдельный кусок выставки занимают полиграфисты, «наружка» и печатное оборудование. Спектр: от ежедневников до пленки, оклеивающей автомобили.
Выставки «сдуваются» повсеместно. Это утверждение мы слышали в Москве неоднократно. Действительно, «наши» за 10 лет остались практически на том же уровне (150–200 участников). Но Rema Days за тот же срок увеличилась почти в четыре раза по количеству экспонентов (до 770) и в семь раз по площади! При этом 85% участников и посетителей – местные. Выходит, польские коллеги смогли не только убедить постоянных клиентов, но и заинтересовать новых? И, похоже, слух о том разнесся по Европе… Количество иностранных посетителей в этом году увеличилось на 50% по отношению к 2016 году. Круто? (Может быть, малую толику в привлечение посетителей вносят розыгрыши призов. В этом году обладательница счастливой визитки получила ноутбук Apple и цифровой принтер, а прошлогодний победитель унесся с выставки на новом «Harley-Davidson».)
Знаем, что редакция МАПП – приверженцы здорового образа жизни. Если вы тоже – пропустите следующий абзац.
Любая страна для нас интересна не только кулинарными, но и питейными традициями. Обычно знакомство с национальной кухней происходит после выставки. Но на Rema Days в нескольких местах подавались местные «специалитеты», и в какой-то момент мы не устояли. Жареный сыр, похожий на сулугуни, бутерброды со смальцем и соленым огурчиком. «Это ж не еда, а закуска… под такое рюмочка полагается!» Мне казалось, что я это подумал, но, видимо, сказал вслух… и радушная продавщица с вопросом: «Келишек?»* достала рюмочку и бутылочку. «На запах» стали подтягиваться и другие любители. Пропустить «келишек» в Польше дело если не святое, то совсем не предосудительное. Во время таких дегустаций возникают новые знакомства и деловые контакты.
Выставка длится три дня, пробежать ее можно за один, вдумчиво обойти за два. Даже с учетом переговоров и перекусов. (Хотя, положа руку на живот, кушать советуем все-таки в городе.) Варшаву мы осмотрели мельком, вечерами после выставки. А наш единственный свободный день заполучил Краков. Резиденция польских королей – Вавель, еврейский квартал и местный рынок со знаменитой краковской колбасой произвели разные, но совместно очень мощные впечатления.
Однако, пожалуй, самое важное ощущение после трех дней на Rema Days: наша отрасль – жива! За это, однозначно, стоит поднять «келишек» или кружечку вполне достойного польского светлого. Пить за здравие – всегда удовольствие. Миксуйте, рискуйте, выходите в люди. Глядишь, через несколько лет такой репортаж о выставке в Москве появится в польском журнале.
________________________
* рюмочку?
** всего наилучшего
Александр Никитин, главный по подарочкам «Главсюрприз»
www.glavsurprise.ru
+7 (495) 626-49-00