Непростая история простого карандаша

0
243

Миссия проекта “Культурный слой” издательства «Власта» – популяризация культурного наследия через сувениры, а девиз: “Каждый сувенир – история”, а поскольку в сувенирных коллекциях “Культурного слоя” много карандашей: и отдельными наборами, и в комплекте с блокнотами, – это повод рассказать интересную историю.

К вещам, которыми мы пользуемся повседневно, мы привыкаем и редко задумываемся об истории их происхождения, а между тем это зачастую увлекательная история…

Карандаши из сувенирных серий “Алиса в Стране Чудес”, “Мастер и Маргарита”, “Факсимиле русских художников”, “Императорские истории”

Чем писали древние

Стилосы

Прообразом карандаша можно считать стилос, которым в древние времена писали на пергаменте, папирусе, восковых табличках. Стилос (от греческого stylos – заострённая палка) — это тонкий стержень из металла, кости или дерева, острый конец использовали для письма, а противоположный делали плоским, чтобы стирать написанное.

Сапфо (?). Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей

Карандаши серебряные и итальянские

В XIII веке стали пользоваться свинцово-цинковыми и серебряными палочками, которые представляли собой кусок проволоки. Их хранили в футляре, иногда припаивали к ручке. Много рисунков и набросков, сделанных серебряными и свинцовыми карандашами, в хорошей сохранности дошли до нас от эпохи Возрождения. Серебряными карандашами пользовались великие мастера графики Дюрер, Ботичелли. Работа серебряным карандашом требовала высокого мастерства и твёрдой руки, потому что исправить или стереть нарисованное уже невозможно. Со временем серебро окислялось, и серые штрихи приобретали тёмно-жёлтый или коричневый оттенок.

В XIV столетии появился еще один вид карандаша — «итальянский». Стержень такого карандаша был изготовлен из черного глинистого сланца. Позже его делали из жженой кости, растертой в порошок и смешанной с растительным клеем для скрепления. Кстати, художники и сегодня нередко используют итальянский карандаш. Правда, состав стержней усложнился.

“Итальянский” карандаш

Как буря подарила человечеству карандаш

История графитового карандаша началась в XIV в. Началом использования графита мы обязаны (по одной из версий) британским пастухам из Камберленда. Однажды в этом местечке разыгравшаяся буря обнажила под поваленными деревьями залежи неизвестного минерала: чёрного с металлическим блеском. В начале посчитали, что это уголь, но он не горел. Тогда подумали, что это свинец, но порода не плавилась и была явно легче свинца.

Графит

Свое название графит получил в 1789 г. благодаря немцу Абрааму Вернеру, назвавшего его так от греческого слова «grapho», что означает пишу. До этого графит называли – «чёрный свинец» от английского «black lead», «карбидное железо» или «серебристый свинец».

Графитовые стержни

Ни отливать пули, ни топить печи находкой не получилось, но зато кусочки минерала оставляли яркие следы. Жители Камберленда по достоинству оценили свойства найденного после бури пишущего вещества. Сначала местные пастухи помечали им овец, коров, лошадей и прочую живность. Потом торговцы при помощи графита стали делать записи на ящиках, мешках и корзинах с товаром. Детишки рисовали им каляки-маляки где ни попадя. Художники кусочками графита стали делать эскизы и рисунки. Новый материал оказался слишком мягким и хрупким, а также пачкал пальцы. Поэтому графитовые палочки стали оборачивать нитками или тесьмой. Кто именно из камберлендцев первым додумался вставить графит в деревянную оправу – неизвестно. Имя изобретателя самого первого в мире карандаша сейчас уже не установить, шутка ли – четыре с половиной века с той поры прошло.

Графитовый стержень, обмотанный ниткой

Криминальные страсти

Вокруг месторождения графита в Камберленде кипели нешуточные криминальные страсти. На тот момент больше нигде в мире графит не добывали. Спрос на него был велик и стоил он очень дорого. Цена одного килограмма доходила до 16 фунтов стерлингов – по тем временам это были сумасшедшие деньги. Как известно, «капитал при 100 процентах прибыли готов попирать все человеческие законы, а при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Камберленд

Вот потому тогдашние лихие люди и не боялись пойти на любое преступление ради тогдашнего «чёрного золота». Разбойники нападали на обозы, перевозившие графит, и сбывали его контрабандистам. Возник чёрный рынок скупки краденного минерала и готовых карандашей. В этот, так сказать, «нелегальный бизнес» было вовлечено едва ли не всё население округи. А однажды большая шайка преступников захватила графитовые копи и добывала его до тех пор, пока из Лондона не прибыл военный отряд, взявший рудник штурмом.

Для Вeликoбритaнии грaфит стaл стрaтeгичeским рeсyрсoм, при пoмoщи кoтoрoгo oнa дaжe oсyщeствлялa экoнoмичeскyю блoкaдy рeвoлюциoннoй Фрaнции в 1792 гoдy, зaпрeтив экспoрт сырья в этy стрaнy. Пeрвoй фрaнцyзскoй рeспyбликe, нaвeрнoe, былo тяжкo бeз кaрaндaшeй. Кстaти, eщё в 1752 гoдy пaрлaмeнт Вeликoбритaнии принял зaкoн, пo кoтoрoмy любoгo, ктo пoсмeл yкрaсть или прoдaть нa чёрнoм рынкe кaрaндaш, oжидaлa ссылкa или тюрьмa.

Альтернативные решения

Конрад Геснер в трактате о минералах 1565 г. первым описал карандаш из графита, вставленный в дерево. В документах от 1683 года встречается упоминание о первых деревянных карандашах.

В этот же период появился и «парижский карандаш» («соус») из черной сажи, смешанной с белой глиной. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины — «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.

Английская монополия на добычу графита и производство из него карандашей продержалась до тех пор, пока не были найдены залежи минерала на континенте. Начиная с XVII века его стали добывать в Богемии, Моравии, Штирии и Испании. Европейские конкуренты попробовали усовершенствовать технологию производства карандашей и снизить их стоимость. Для этого истолчённый в порошок графит пытались сплавлять с серой, смешивать с клеем, смолами и сурьмой. Однако успехи были весьма посредственными. Карандаши с «композитными» грифелями стоили дешевле, но их качество было низким.

Графитовые карандаши

Начало серийного выпуска карандашей

Каспар Фабер

В 1719 г. в Штайне (Германия) появилось первое предприятие по выпуску карандашей. Смешав графитный порошок с серой и закрепив смесь клеем, немцы получали графитовый стержень низкого качества, но и цена карандаша была небольшой. С 1761 г. изготовлением карандашей в Германии занялся Каспар Фабер, бывший столяр, основавший в дальнейшем знаменитую компанию Фабер-Кастелл. Кстати, до 21 января 2016 года компанией Faber-Castell руководил прямой потомок Каспара Фабера – Антон Вольфганг фон Фабер-Кастелл (1941-21.01.2016). При изготовлении карандашей использовался английский графит из Камберленда, однако, позже Англия ограничила вывоз графита из страны из-за его применения в военном деле. Соответственно, цены на графит в Европе резко подскочили.

Йозеф Хардмут (1758 – 1816)

В 1790 году Йозеф Хардмут, мастер из Вены, опытным путём получил современный вариант графитового стержня. Он сделал смесь из муки графита, глины и воды, и подверг обжигу эту смесь в печи. Изменением содержания глины и графита Хардмут получил материалы различной твёрдости. В этом же году Йозеф открывает фабрику по производству карандашей под названием «Koh-i-Noor Hardtmuth». Название предприятия «Koh-i-Noor» (Кохинур) переводится с персидского как «Гора света», такое название носит один из знаменитых алмазов. Бизнес становится семейным. И в 1889 году внук Йозефа Хардмуда Фридрих фон Хардмут уже умеет производить карандаши семнадцати видов твёрдости.

В 1889 году на Всемирной выставке в Париже был представлен карандаш, который впоследствии обрёл широкую известность по всему миру. Это был знаменитый карандаш 1500 Koh-I-Noor c 17 различными степенями твёрдости. Сейчас в производстве находится 21 градация.

Спустя пять лет после открытия чеха Йозефа Хардтмута французский механик и живописец Николя Жак Конте в ходе самостоятельных химических опытов пришёл к аналогичному результату.

Николя Жан Конте

Он разработал в 1794 г. собственную рецептуру производства стержней высочайшего качества. Смесь из графита, глины, сажи, крахмала и воды он обрабатывал повышенными температурами, что позволяло получать стержни высокой прочности. Далее ученый заметил, что изменив пропорции смеси, можно получать стержни разной твердости. Если в смеси больше глины, стержень становится тверже. Если больше процентное содержание графита, стержень мягче и темнее. Это лежит в основе классификации карандашей по твердости: Т означает твердый, М — мягкий, ТМ — средней твердости.

Градации твердости простых карандашей

Оба изобретателя, заложившие основы производства карандашей современного вида, взяли патенты и основали компании, назвав их собственными именами. Фирма Conte в наши дни вошла в состав французской корпорации Société Bic.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

Карандаши в России

Выпуск деревянных карандашей в России организовал М.В. Ломоносов в одной из деревень Архангельской губернии. Он ввел в обиход понятие «гросс», что по сей день является мировой единицей измерения нормы производства карандашей, равной 144 штукам. Именно такое количество карандашей по подсчетам Ломоносова должны были делать в день мастер с подмастерьем.

Почему карандаш имеет 6 граней

В середине XIX века карандаш кроме круглой приобрел еще одну, шестигранную форму, столь привычную для нас сегодня.

Лотар фон Фаберкастл

Граф-изобретатель Лотар фон Фаберкастл (1817-1896) справедливо заметил, что круглые карандаши постоянно скатываются со стола, и для их отыскания приходится ползать по полу на четвереньках, что недостойно графа.

Изобретение механического карандаша

2/3 материала составляющего простой карандаш уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса (Cross), пионера современных пишущих инструментов, на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Вечно острый карандаш

15 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний. Изделие получило новое имя — «вечно острый карандаш», Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда и ведет свое происхождение название корпорации Sharp.

Почему карандаш оставляет след на бумаге

След карандаша на бумаге

Графит – один из самых мягких из твердых веществ. А волокна бумаги тверды, и стержень карандаша трется о них как морковка на терке, частички графита застревают между волокнами бумаги, оставляя след. Именно поэтому писать карандашом по гладким поверхностям (стеклу, например) не получается.

Почему резиновый ластик стирает карандаш?

Цeлюлoзныe вoлoкнa бyмaги нaстoлькo прoчны, чтo рвyт дaжe рeзинy лaстикa, a сaмa рeзинa oблaдaeт свoйствoм клeйкoсти, oскoлки грaфитa липнyт к рeзинкe. Зaтeм нaтёртыe кyсoчки рeзины вмeстe с грaфитoм скaтывaются в кaтышки, которые можно просто стряхнуть.

Карандаш под запретом

Химический карандаш придумал американец Эдсон Кларк в середине XIX века. По крайней мере, именно он получил на него патент. Этот карандаш по внешнему виду ничем не отличался от обычного. На бумаге он оставлял неяркий, бледный след, как рядовой графитный. Но стоило только его намочить, как он начинал писать так, будто это не карандаш вовсе, а самые настоящие чернила.

Пример бытовой криптографии — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «секрет»

«Химические карандаши нельзя посылать в посылках, их отбирают при обысках» — это цитата из рассказа Варлама Шаламова «Графит». Это уточнение вовсе не вымысел писателя, а чистая правда. Химические карандаши на самом деле были запрещены в местах лишения свободы. В криминальном мире химические карандаши использовали для подделки документов.

Химический карандаш изначально был предназначен для изготовления копий. Красители же химического карандаша легко проникали в бумагу, оставляя похожий на чернила, а главное стойкий след. Для того, чтобы сделать копию документа, бумагу с текстом просто смачивали водой, клали на нее чистый лист, а сверху — пресс. Слова четко отпечатывались на втором листе, хотя, правда, в зеркальном отражении.

В Советском Союзе химический карандаш был весьма популярен: в почтовых отделениях, на телеграфе и т.п. к столам были привязаны за веревку именно химические карандаши для заполнения различных бланков или указания адреса на деревянных посылочных ящиках.

А еще находчивые домохозяйки проверяли им качество меда.

Если мед натуральный, химический карандаш не расплывался

Интересные факты о карандашах

  • Происхождение слова «карандаш» ученые связывают с турецким karatas, что означает «черный сланец» и с тюркским karadas, что переводится как «черный камень». А простым карандаш назвали потому, что в нем не используется цветных примесей.
  • Насколько человечество оценило роль карандаша в своей жизни, говорит тот факт, что этому незатейливому предмету посвящено аж 2 праздника: 16 марта – День цветных карандашей, 30 марта – День карандаша.
  • В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.
  • Одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов.
  • Грaфит — этo сaмoe мягкoe вeщeствo из сyщeствyющих твёрдых вeщeств. Интeрeснo, чтo eсли измeнить aтoмнyю стрyктyрy грaфитa, тo мы нaoбoрoт пoлyчим сaмoe твёрдoe вeщeствo — aлмaз.
  • И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.
  • Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.
  • Самый большой карандаш в мире

    Самый большой кaрaндaш изгoтoвили в 2007 в Нью-Йoркe. Oкoлo 40 любитeлeй бoльших кaрaндaшeй изгoтoвили кaрaндaш, чья длинa дoстигaлa 23 мeтрoв, диaмeтр eгo стeржня сoстaвлял 25 сaнтимeтрoв, a вeс лaстикa пoчти 90 килoгрaммoв. Нa всё прo всё yшлo 14 днeй!

  • Кaрaндaш испoльзyют тoгдa, кoгдa рyчкa мoжeт пoдвeсти, пoэтoмy oни тaк пoпyлярны срeди aквaлaнгистoв, чтoбы дeлaть рaзличныe зaрисoвки прямo пoд вoдoй.
  • Кaрaндaш бeзрaзличeн к нeвeсoмoсти или жyткoмy хoлoдy, пoэтoмy eгo испoльзyют в кoсмoсe (вoскoвoй кaрaндaш) и нa нayчных стaнциях Сeвeрнoгo и Южнoгo пoлюсaх.

Вы уже поняли что простой черногрифельный карандаш вещь очень полезная и интересная? Если захотите пополнить коллекцию карандашей, вот ссылки на наши наборы: выбирайте, какой дизайн по душе!

Набор из 4 карандашей в упаковке “Русские лирики” с автографами А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой и С. Есенина, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434462/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Классики русской литературы” с автографами А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434459/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Мастера рассказа” с автографами И. Тургенева, А. Чехова, И. Бунина, М. Булгакова, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434460/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Поэты начала XX века” с автографами А. Блока, В. Маяковского, Б. Пастернака, М. Цветаевой

https://www.wildberries.ru/catalog/37434461/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Мастера живописи” с автографами И. Репина, И. Левитана, Б. Кустодиева, К. Коровина, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434463/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Русский авангард” с автографами В. Кандинского, К. Малевича, К. Петрова-Водкина, М. Шагала, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434464/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 4 карандашей в упаковке “Русские классики” с автографами К. Брюллова, И. Айвазовского, И. Шишкина, И. Крамского, цена 309 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/37434465/detail.aspx?targetUrl=XS

    Набор из 5 карандашей в упаковке из коллекции “Мастер и Маргарита”, цена 290 руб.

 https://www.wildberries.ru/catalog/15594473/detail.aspx?targetUrl=RG

    Набор из 5 карандашей в упаковке из коллекции “Time of Tolstoy”, цена 290 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/25594501/detail.aspx?targetUrl=SG

    Набор из 5 карандашей в упаковке из коллекции “Факсимиле русских художников”, цена 290 руб.

https://www.wildberries.ru/catalog/15676437/detail.aspx?targetUrl=SG

May 25, 2022

Источник публикацииhttps://telegra.ph/Neprostaya-istoriya-prostogo-karandasha-05-25
Подписывайте на телеграм-канал Издательства «Власта» — Блокноты для влюбленных в искусство (@kulturnyi_sloj).


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя