Коронавирус в Европе

0
342

Мы знаем, как обстоят дела с коронавирусом в России, и даже по своим собственным ощущениям можем предполагать, как идут дела у наших коллег по отрасли. Мы читаем и слушаем статистическую информацию и о других странах, но о том, как идут дела у европейских поставщиков и дистрибьюторов в нашей отрасли, публикаций нет.

Как мы все помним, эпидемия началась в начале года с Китая, основного поставщика нашей продукции. К началу марта образовались сложности с поставками у большинства поставщиков, думаю, и у российских тоже. Вот реакции некоторых из крупных европейских поставщиков, опрошенных в начале марта, когда количество заражённых в европейских странах ещё исчислялось двухзначными цифрами.

Маркус Спербер (Marcus Sperber), Elasto (Германия): «Мы сейчас поставляем со склада. После продолжительных китайских новогодних праздников производство работает на уровне около 20 процентов, и нормальное рабочее время запланировано на конец месяца. В настоящее время мы осуществляем поставки со склада, но в цепочке поставок будут задержки. Если в Китае всё изменится к лучшему, проблемы останутся вполне решаемыми. Наше собственное производство пластмассовых изделий испытывает значительный рост спроса. Так что есть и положительные стороны».

Кстати сказать, завод пластмассовых изделий Elasto начал производство индивидуальных защитных щитов, в которых сегодня работают кассиры и продавцы магазинов. За время эпидемии многие европейские производители освоили производство защитных масок, например хорошо известная в России немецкая фабрика пластмассовых изделий Koziol. У них маски также сделаны из мягкой пластмассы, и, как обычно, оригинального дизайна. Маски из микрофибры стала выпускать испанская компания ARPE S.L. Те же, у кого нет собственных производств, дарят маски больницам и социальным учреждениям.

Армин Халфар (Armin Halfar), Halfar System GmbH (Германия): «Возможности для выполнения заказов очень хорошие, так как у нас высокий уровень запасов, и в настоящее время регистрируем увеличение продаж со склада. Мы тесно сотрудничаем с нашими заводами. Дилеры и конечные клиенты запрашивают отчёты о цепочке поставок, надёжности поставок и закупках для замены — это влечёт за собой дополнительные усилия. Мы уверены, что ещё долго будем ощущать последствия кризиса. Наши возможности по поставкам всё ещё очень хороши с более чем четырьмя миллионами сумок на складе. Ещё несколько дней назад товары, которые отправляли морем до новогодних праздников, по-прежнему приходили каждый день. Мы надеемся, что будем избавлены от необходимости принимать ограничительные меры».

Ральф Остер (Ralf Oster), PF Concept (Голландия): «Мы выполняем поставки в соответствии с графиком, но готовы к узким местам. Ситуация с заказом всё ещё хорошая, и мы выполняем поставки в срок. Но даже если некоторые из наших ключевых продуктов будут распроданы, мы можем прибегнуть к альтернативам из-за большого количества запасов и широкого ассортимента. Этого достаточно для длительного переходного периода, и поэтому мы можем успешно справиться с возможной нехваткой в интересах клиента. Нашим преимуществом является наше давнее личное присутствие в Китае и других азиатских странах. После повторного открытия заводов мы получаем преимущество благодаря давним, тесным отношениям с поставщиками. Чтобы защитить наших сотрудников, мы разработали внутренние национальные планы действий в чрезвычайных ситуациях для каждой страны. Мы руководствуемся гигиеническими рекомендациями Института Роберта Коха и национальных официальных институтов. Если ситуация останется неизменной в течение трёх-четырёх месяцев, нам придётся пересмотреть ситуацию на основе последних результатов».

Карин Пфроммер (Karin Pfrommer), Nestler-Matho (Германия): «Неповреждённая цепь поставок, хорошо укомплектованный склад, нерешительные клиенты. В самом начале вспышки коронавируса обеспокоенные клиенты хотели знать, представляют ли китайские продукты риск. Наши цепочки поставок до сих пор не повреждены, тем более что у нас нет поставщиков в кризисном регионе, за одним исключением. Как обычно, в этом году мы также позаботились о том, чтобы товары были отправлены до Нового года, чтобы обеспечить хороший запас нашего склада. Так что нет никаких ограничений. Мы отменили наши поездки и предполагаем, что не будем больше посещать торговые выставки до октября. Наш отдел продаж и торговые представители заметили довольно нерешительное поведение при покупке: некоторые сектора, такие как туризм, транспорт и общественное питание, с нетерпением ждут, чтобы увидеть, как ситуация будет развиваться».

Мейнхард Момбауэр (Meinhard Mombauer), Reflects (Германия): «В случае наших клиентов вы можете ясно видеть, что первоначальная неопределённость всё больше уступает благоразумию. Я рад, что импульс надёжности, очевидно, всё ещё прочно закреплён на рынке. Там, где правит только цена, климат, безусловно, хуже. Работа предпринимателя — искать возможности даже во времена кризиса. Мы делаем это и приближаемся к нашим клиентам. Вот почему наши маршруты доставки также работают плавно, хотя и несколько медленнее, с большими усилиями и с небольшим сокращением объёма».

Дольф Бломхерт (Dolf Blomhert), Giving Europe (Голландия): «Несмотря на то что коронавирус доминирует в заголовках международных СМИ, мы не видим каких-либо кризисных или значительных изменений по сравнению с предыдущими месяцами с точки зрения деловых операций. Наши большие запасы также предназначены для доставки в короткие сроки. Мы находимся в тесном контакте с нашими клиентами в отношении их обязательств, с тем чтобы иметь возможность обеспечить их как можно лучше в среднесрочной перспективе. Наших запасов тоже для этого достаточно. В настоящее время мы не чувствуем каких-либо серьёзных изменений в цепочке поставок, за исключением того, что это влияет на повседневный бизнес с Китаем. Мы очень надеемся, что наш оперативный бизнес с Китаем будет возобновлён в ближайшие недели. За последние 55 лет мы создали обширную сеть поставщиков и производственных площадок по всему миру. Если мы чувствуем, что давление на товары из Китая растёт, мы можем немедленно вернуться к другим поставщикам, которые менее затронуты этим кризисом. В любом случае, мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы обслуживать наших клиентов как можно лучше».

Вполне оптимистично, не правда ли? Кстати сказать, PSI — крупнейшая в Европе ассоциация презентационной продукции, прекратила публикацию новостей именно в начале марта, последняя новость опубликована на портале ассоциации 11.03. Проведённое Кёльнским институтом исследование в области торговли по заказу Немецкой ассоциации рекламной продукции (GWW) за весь март месяц уже не выглядит столь оптимистично, как приведённые выше высказывания: «Большой процент поставщиков и дистрибьюторов зафиксировал в некоторых случаях значительные потери в обороте в марте. Кроме того, многие сообщают не только об уменьшении количества входящих заказов, но и об отмене уже размещённых заказов. Для 60 % компаний резервов наличности хватит максимум до середины года». Опрос проводился с 8 по 20 апреля, GWW связался с 1600 компаниями, в общей сложности 393 компании приняли участие в онлайн-опросе об экономическом положении отрасли во время кризиса.

Согласно результатам опроса, 75 % поставщиков рекламной продукции и 81 % дистрибьюторов рекламной продукции зафиксировали в некоторых случаях резкие потери в обороте в марте по сравнению с предыдущим годом. Среднее снижение оборота среди поставщиков составило 30 %, а среди дистрибьюторов среднее снижение составило 45 %. Эти значения тем более актуальны, если учесть, что первая половина месяца осталась в значительной степени незатронутой — кризис только начал оставлять свой след с середины марта. Компании всех размеров страдают от потерь в обороте, но небольшие фирмы, как правило, чувствуют влияние сильнее.

Напомню, что с середины марта, когда в России был зафиксирован первый случай смерти о коронавируса, в Италии, например, уже ежедневно умирает до пятисот человек, к концу месяца цифры возрастут до тысячи.

94 % опрошенных компаний имели меньше заказов, чуть менее половины (49 %) также столкнулись с отменой заказов. В среднем снижение количества отраслевых заказов в марте составило 53 %. И перспективы на ближайшие месяцы не кажутся положительными. Уже две трети респондентов получили отмены за второй квартал. В условиях экономического спада ликвидность многих компаний также находится под угрозой. Более 60 % опрошенных компаний заявили, что их финансовых резервов хватит максимум до конца второго квартала, если нынешние условия сохранятся.

Апрель месяц не принёс никаких позитивных результатов, как и ожидалось представителями отрасли. В апреле польская ассоциация PIAP провела опрос, в котором приняли участие 454 компании. Почти 90 % участников рынка зафиксировали снижение оборота по сравнению с предыдущим годом. В случае каждой третьей компании потери составляли от 75 % до 100 %. Более 90 % игроков отрасли ожидают продолжения тенденции к снижению, две трети из них рассчитывают на то, что оборот окажется на 50 % меньше по сравнению с прошлым годом.

Как и везде, массовые мероприятия, выставки и спортивные мероприятия были отменены, гостиничная и туристическая индустрии застопорились. Кроме того, по данным ассоциации, государственное финансирование городов и регионов резко сократилось, что привело к сокращению маркетинговых бюджетов. Согласно опросу, чтобы хотя бы частично компенсировать уменьшение оборота, четыре из десяти компаний уже разработали стратегии в новых сферах деятельности и предлагают дополнительные услуги или продукты, которые служат для борьбы с пандемией.

70 % опрошенных компаний, в которых работают более двух человек, планируют сокращение штатов; каждая пятая фирма даже планирует уволить половину своих команд. Каждая третья компания рассматривает возможность временного приостановления деятельности, каждая десятая даже думает о закрытии бизнеса. Лишь немногие респонденты верят в эффективность защитных мер, предложенных правительством, — только около 4 % заявили, что пакет спасения помогает им.

По данным Европейской комиссии, экономика Европейского Союза, как ожидается, сократится на 7,4 процента в 2020 году, а для некоторых стран, включая Италию, Испанию и Грецию, потери прогнозируются на 9 %.

Потери в экономике, как обычно, ударяют сразу же по рекламному рынку: уже в марте 81 % крупных многонациональных предприятий отложили свои запланированные рекламные кампании из-за пандемии. Рекламный рынок Германии в марте уже зафиксировал снижение на 5,9 % по сравнению с прошлым годом. И, согласно данным Рекламной Ассоциации (Advertising Association), в Великобритании ожидается, что в 2020 году оборот рекламного рынка упадет на 16,7 %.

«С экономической точки зрения вся отрасль пострадала от снижения количества заказов, которые, как правило, снизились на 50 %. Одним из результатов кризиса будет то, что продукция с надписью «Сделано в Германии» приобретёт новое значение. Мы убеждены в этом», — делится своими идеями Даниель Яшоновски (Daniel Jeschonowski), Senator (Германия).

Сложности с поставками из Азии, задержки и отмены заказов, проволочки логистики наводят поставщиков и производителей в Европе на мысль о более широком использовании отечественной продукции.

А вот мнения майские:

«Мы ожидаем, что в этом году рекламный рынок составит лишь две трети оборотов 2019 года», — полагает Александр Гил (Alexandre Gil), Stricker (Португалия).

«Режим самоизолирования вступил в силу в Швейцарии 16 марта. Мы пережили этот месяц в значительной степени хорошо, однако в апреле мы сделали менее 30 % оборота по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Прогноз на май ещё мрачнее», — говорит Марсель Списс (Marcel Spiess), Cadolino (Швейцария).

Помощь от государства декларируется во всех странах ЕС, разрабатываются новые законы и положения, и в Еврокомиссии говорят и даже горячо спорят о суммах, которые будут выделяться на помощь экономике. Однако было бы наивным думать, а тем более писать в России о тех проектах, которые якобы осуществляются в европейских странах. На самом деле политики говорят, СМИ разносят эту информацию, но предприниматели в странах ЕС так же брошены на произвол судьбы, как и в России.

С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев
июнь, 2020 г.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя