Александр Тургаев: «Традиция измеряется не только вещами и формами»

0
1551

Интервью ректора Санкт-Петербургского государственного института культуры, доктора исторических наук, профессора Александра Тургаева  было дано порталу «Культура.РФ» в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума.

— Александр Сергеевич, вы руководите секцией «Народное творчество и нематериальное культурное наследие» на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Что ожидаете от работы секции в этом году?

— Как всегда, все более широкого внимания к этим направлениям. Раньше мы вообще ставили вопросы «А надо ли все это?», а вот теперь — «В каких формах это все осуществлять?». Получается, интерес проявлен обществом в целом, и в рамках Международного культурного форума это отчетливо видно. Теперь мы обсуждаем конкретные, очень важные вопросы развития тех тем, которые поручены нашей секции.

— Можно назвать народное творчество и ремесло востребованным в наше время — когда многие вещи отливают из пластмассы, а некоторые предметы можно распечатать на 3D-принтере и собрать за пару минут?

— Прежде всего, народное творчество в целом и ремесло — вещи не тождественные, хотя и тесно связанные. Если мы говорим о традиционных народных ремеслах, то они, конечно, весьма востребованы сегодня. Мне представляется, что все зависит от уровня развития общества, и чем оно более развито, тем свободней и образованней человек, тем все более многообразнее его потребности. Поэтому в современном мире говорить об унификации, униформизации не приходится. А массовое производство никогда не сможет полностью удовлетворить потребности такого человека, прежде всего — духовные.

— Современный ремесленник в России — сколько ему в среднем лет? С какими проблемами он чаще всего сталкивается?

— Не смогу ответить, сколько ему точно лет, но складывается впечатление, что он молодеет. У многих людей есть и потенциал, и желание заниматься ремеслом. Но есть и традиционные проблемы на этом пути, и не только творческого характера потому что, как правило, ремесло — это форма малого предпринимательства или самозанятости. Сегодня это очень живой и актуальный вопрос.

— А есть ли такие культурные практики и ремесла в России, которые можно считать потерянными? Можем ли мы их возродить?

— Примеров того, что потеряно, можно привести сколько угодно. Например, ручное производство бытовых вещей, которое давно уже сменилось машинным, необычные формы строительства, варианты пошива одежды. Многое предано забвению, и это вполне нормально: сама по себе потеря не трагична, потому что общество развивается, жизнь меняется, меняется и наш жизненный уклад. Трудно представить, что мы массово используем в быту вещи, созданные ремесленным способом. Мне кажется, наша цель — вовсе не возродить и сохранить все, что было, но — поддержать традицию. А она измеряется не только вещами и формами, а духом, если хотите — ментальностью. Вот это главное.

— Международный ремесленный конгресс на форуме в 2018 году пройдет в третий раз. Можно ли сегодня уже увидеть позитивные изменения, произошедшие благодаря работе конгрессов прошлых лет?

— Конгресс стал весьма представительной площадкой, на которой обсуждаются вопросы сохранения и развития ремесленных традиций в нашей стране. Я бы сказал, что он в известной степени подхватил и продолжает традиции прежде весьма популярных художественно-промышленных выставок. Они свидетельствовали о расцвете страны на рубеже XIX–XX веков. Вот и сейчас многие специалисты и просто увлеченные люди пытаются найти способы соединения великой национальной ремесленнической традиции с основами современного производства. И им многое удается. Появляются новые ремесленные производства, совершенствуется система профессионального образования, в России формируется позитивное отношение к ремесленничеству. Мне кажется, у этого дела есть перспективы.

— Основная цель подобных встреч — выяснить, как сохранить культурное наследие. На какие мировые практики можно опереться в этом вопросе?

— Мировой опыт очень разнообразен, и Россия всей своей историей формирует часто весьма позитивные примеры сохранения культурного наследия. Однако, может быть, я приведу не самый удачный пример: недавно наш президент Владимир Путин, если помните, был приглашен на свадьбу в Австрию. Обратите внимание, в каком платье там была невеста: в национальном, этническом. Значит, даже в современных, вполне космополитических обстоятельствах люди ощущают необходимость подчеркивать своеобразие нации, ее традиций, заботиться об их сохранении и развитии. Я думаю, здесь мы многое упустили, много вопросов стоило бы обсудить. Мировой опыт, широко и разнообразно представленный, только в помощь нам. Он показывает, что во многих странах сумели не просто сохранить национальное своеобразие, но и умело вписать его в современную действительность, найти продуктивные, а главное — жизнеспособные формы сохранения и развития народной традиции. Это никак не выбивает страну из общемирового контекста, часто способствует ее развитию и успеху.

— Традиционный имидж художественно-ремесленного производства России — каким его видят иностранные эксперты?

— Эти люди довольно прагматичны. Они интересуются прежде всего теми формами ремесленного производства, которые очень просто вписываются в человеческую жизнь. Скорее всего, это не украшательство, не сувенирная индустрия, а сфера вполне практическая и утилитарная. И если речь идет о России, то мы говорим о русском льне, вологодском кружеве, крестецкой строчке, великоустюжском столовом серебре, каргопольской игрушке. Это знает весь мир, и этим интересуются: не только потому, что это красиво, но и потому, что пользоваться этим удобно и практично.

— А как обстоит дело с исполнительскими искусствами — пением и танцами? Современного зрителя легко привлечь к фольклорным представлениям?

— С песнями и танцами все обстоит замечательно, потому что наша страна всегда была весьма многообразна, а народ — замечательно талантлив. Таким он остается и сегодня. Другое дело, в какой мере эти песни и танцы, если мы говорим о традиционных жанрах искусства, сегодня допущены на большую сцену, поощряются и так далее. Кроме того, народное искусство — это не только фольклор в традиционном понимании. На самом деле все куда сложнее. Например, 100 лет XX века, они что, выбиваются из национальной традиции? Нет, конечно. Вот, скажем, советская песня в лучших ее проявлениях — разве это не продолжение народной традиции? Страна живет, развивается и, я вас уверяю, продолжает многовековые традиции духовной культуры. Только вот нельзя забывать о необходимости управлять этим процессом, поощрять его. Иначе велика опасность угасания этой естественной тенденции, подмены ее прямыми заимствованиями.
Именно поэтому в фестивале народного искусства в рамках работы нашей секции мы пытаемся подчеркнуть преемственность, прежде всего — духовную, которая существовала на протяжении веков и не прервалась до сих пор. Стараемся показать, что суть народной традиции вовсе не только в костюме или репертуаре, но и в тех чувствах, которые вызывает это искусство. А они остались прежними — трудолюбие, патриотизм, любовь.

— Сохранение песенного наследия сегодня — это больше заслуга фондов и энтузиастов, которые его собирают, или семей?

— Я думаю, что это и то и другое. Однако главное в том, что в нашей стране создана и существует по-прежнему великая система массовой культуры — на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, которая поддерживает и развивает этот жанр. В нее входят учреждения культуры и искусства, дома народного творчества, образовательные учреждения, многочисленные профессиональные самодеятельные коллективы и т. д., предметом занятий которых являются народное искусство и культурные традиции. Кстати говоря, я работаю в высшем учебном заведении, которое отмечает в этом году свое 100-летие и которое было создано прежде всего для подготовки специалистов в сфере массовой культуры — это Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Уверяю вас, эта система успешно работает, ей, конечно, надо обеспечить еще более существенную поддержку.

— В рамках конференции «Культурное наследие и современное образование детей и молодежи» пройдет научно-практический семинар «Образ, знак и символ сувенира». А какой сувенир вы чаще всего дарите своим иностранным коллегам в память о России?

— Вы, наверное, хотели услышать, что я дарю, скажем, матрешек? (смеется) Нет. Мои корни — в Горьковской, ныне Нижегородской, области, где начиналась история этих матрешек. Но дарить я предпочитаю вполне прагматичные подарки — те, которые не дадут человеку забыть о том месте, где он был, о тех событиях, свидетелем которых он стал. Вещи, употребимые в человеческом быту: те же льняные изделия, кружева, керамику — в виде игрушек или посуды, которой можно пользоваться каждый день, которые украшают жизнь, помогают растить и воспитывать детей.

— На портале «Культура.РФ» можно найти документальные фильмы, лекции, статьи об обычаях и традициях народов России. Поделитесь с нашими читателями фильмом, который можно было бы назвать «манифестом русской культуры»?

— Я смотрел многие документальные фильмы, которые размещены на портале «Культура.РФ». Они действительно хороши. Но для меня «манифестом русской культуры» является не только рассказ о природе, языке, костюме, песнях и тому подобном, а, если хотите, демонстрация ментального кода. Я бы назвал целый ряд отечественных фильмов — «Простая история» Юрия Егорова, «Председатель» Алексея Салтыкова, «Отец солдата» Резо Чхеидзе, «Женщины» Павла Любимова и др. В них, конечно, важно, во что одет человек или какие песни он поет, но гораздо ценнее — как он ведет себя: как относится к своей стране, к своей семье, к своей судьбе.

Фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского государственного института культуры

Беседовала Татьяна Григорьева

Источник: портал Культура РФ, 2018 г.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти в свой комментарий
Введите своё имя